Роберт Классон и Мотовиловы

 Роберт Классон и Мотовиловы

Биографические очерки

Публикуется впервые

Продолжение, начало в №№ 4–6, 8–12

Глава 4. Везение инженера Роберта Классона

В этой главе мы покажем, как нашему герою исключительно повезло, когда он «оказался в нужном месте в нужный час» — во Франкфурте-на-Майне в 1891-м.

И в первую очередь Р.Э. Классону повезло в том, что он пошел не по тропе революционера, а — инженера-электротехника. Н.К. Крупская вспоминала в 1926-м: «После окончания Технологического института Роберт Эдуардович уехал за границу, во Франкфурт. Он вернулся оттуда, увлеченный романтикой техники. <…> Это пребывание во Франкфурте предопределило его дальнейшую деятельность. Правда, будучи за границей, Р.Э. заезжал и в Женеву к группе «Освобождение труда», которая в то время жила страшно оторванно от России. Я помню рассказы Р.Э. о том, как тяжело жилось Плеханову, Засулич, Аксельроду, как рады они были всякому человеку, приезжавшему из России, и как очень мало кто решался заходить к ним» (сборник «Памяти Р.Э. Классона»).

Как весьма увлекающийся человек Роберт Классон мог повторить трагическую судьбу своего товарища по Петербургскому технологическому институту Михаила Бруснева, который был организатором и руководителем «Московского революционного кружка» — одной из первых российских социал-демократических групп. М.И. Бруснев отбыл четыре года тюремного заключения и восемь лет ссылки в Верхоянске, с 1907-го отошел от политической деятельности, ничем особенным в инженерном деле проявить себя уже не смог.

Алексей Михайлович Воден свидетельствовал: «Я обязан констатировать, что я не мог не считать Р.Э. Классона наиболее дельным и вдумчивым из тех активных русских марксистов, с которыми я имел дело до сих пор. <…> Относительно рабочего движения в России Р.Э. Классон выражал уверенность, что его рост в ближайшем будущем приведет к массовым вооруженным конфликтам, и с увлечением развивал свои соображения о целесообразнейшей постановке технической стороны уличных боев. Для себя он предусматривал арест вскоре после возвращения в Россию <…>». [А. Воден. На заре «легального марксизма» // Летописи марксизма, т. III, 1927.]

В Петербурге «подпольная деятельность» Р.Э. Классона какое-то время продолжалась. А в 1897-м Р.Э. Классон перешел работать в «Общество электрического освещения 1886 года» и в том же году переехал в Москву, тем самым оборвав почти все связи с петербургскими революционерами.

Вернемся к инженерной деятельности нашего героя. Что же произошло после того, как Р.Э. Классон окончил институт? На наш взгляд — счастливое стечение обстоятельств, которое действительно вывело его на передовые позиции зарождавшейся в конце XIX — начале XX веков промышленной энергетики. Это подтверждает и сын нашего героя Иван: «Отец говорил, что ему везло в работе: никогда не происходило столько аварий, и он учился на них (и называл бенефисами!).

<…> Ему везло и в жизни, и в работе. Ему везло уже с детства тем, что он курил только во втором классе гимназии, но не втянулся, бросил и никогда больше не курил, что только в восьмом классе он много играл в преферанс, но потом никогда картами не интересовался, что всю жизнь любил хорошее вино и особенно пиво, но чувствовал отвращение к водке. В питье имел чувство меры, и поэтому не стал алкоголиком.

Ему повезло и в том, что он с детства, кроме русского, знал хорошо немецкий и французский языки и благодаря этому был рекомендован директором Технологического института после его окончания в 1891 г. на работу в технической конторе инженера Линдлея во Франкфурте-на-Майне, просившего направить к нему из оканчивающих институт русского инженера, который знает немецкий язык. Повезло в том, что Линдлей был англичанин и внушил Классону, что инженер обязательно должен знать и английский язык, и отец ему научился, так что с тех пор всегда читал и американские технические журналы.

<…> Конечно, на самом деле причинами выдающихся успехов инженерной деятельности отца были более глубокие и постоянно действовавшие факторы — его исключительные ум, наблюдательность, память (кроме слабой памяти на лица), способности к физике, механике, экономике, психологии, иностранным языкам, чувство красоты в природе и искусстве. Все это вместе с жизнерадостностью и длительной увлеченностью своими работами сочеталось с огромной выдержкой и пунктуальностью» (ф. 9508 РГАЭ).

В итоге Р.Э. Классон стал, по сути, основоположником российской электроэнергетики. Именно он внедрил трехфазный ток и паровые турбины в промышленных масштабах, электрифицировал нефтяные промыслы в Баку и Московскую губернию, освоил параллельную работу электростанций, связанных линиями передачи высокого напряжения. И все это происходило задолго до плана ГОЭЛРО.

После получения высшего образования Р.Э. Классон проработал два года в технической конторе английского инженера Вильяма Линдлея во Франкфурте-на-Майне в Германии, где выполнял проектные работы по водоснабжению и канализации сточных вод городов. Ученики патрона любили и иногда подшучивали над ним. Известен курьезный случай: В. Линдлей требовал от молодых инженеров, чтобы у них всегда при себе был карандаш — на тот случай, если бы потребовалось записать вдруг возникший вопрос или данные. И однажды в бане, когда все оказались нагишом, его вдруг спросили — а где же Ваш карандаш? После чего показали изумленному шефу, что они-то все при карандашах, заложенных за уши!

Но задала на всю жизнь вектор инженерной деятельности Р.Э. Классона его работа ассистентом В. Линдлея на проходившей в 1891-м Международной электротехнической выставке во Франкфурте, главным экспонатом которой стала опытная передача трехфазным током Лауфен — Франкфурт. Классон участвовал в ее испытаниях. Она показала несомненные преимущества перед постоянным током при передаче мощности и энергии на большие расстояния. Поэтому Классон и стал далее проектировать и строить именно электростанции на трехфазном токе.

Эти и другие испытания весьма существенно пополнили научно-технический багаж нашего героя, который пригодился ему при освоении новой техники трехфазного тока на Охтенских пороховых заводах, при проектировании, строительстве, монтаже, наладке электростанций в Петербурге, Москве (в городе и в губернии) и в Баку.

Продолжение следует

 

Полный текст Главы 4. Везение инженера Роберта Классона можно прочесть на нашем сайте http://gzt-gorod.ru