«Я поведу тебя в музей», — не скажет мне сестра

У любого города, даже самого маленького, есть история, есть люди, события, факты, которые сформировали этот город. Память о прошлом хранят музеи, в которых можно увидеть лица отцов-основателей, продукцию местных промыслов, образцы архитектуры — все то, что помогает прикоснуться к истории, как бы потрогать ее руками.

Электрогорск возник не на пустом месте. Наши болота привлекали людей умных и творческих во многих отраслях. Имя Классона у большинства населения города на слуху, скорее всего, благодаря улице да еще газете. Какой это человек, что он сделал для нашего города — пополнить ответы на все эти вопросы может экспозиция музея. До недавнего времени разрозненные сведения из краеведения находились в школах и на предприятиях. И вот, наконец, осенью прошлого года музей официально был открыт. Во всяком случае, так написала газета «Электрогорские вести» в № 36 от 17 сентября 2009 года.

Действительно, в один из сентябрьских дней 2009 года возле дома № 20 по ул. Ленина собрались участники торжественного мероприятия, глава города перерезал ленточку, фотографы защелкали фотоаппаратами, фиксируя волнующий момент перерезания, присутствующие вошли в дом. В двух комнатах можно было увидеть лежащие на столах материалы, на веранде — детские рисунки. А еще можно было увидеть провисшую электропроводку и пятна на стенах и потолках, намекающие на протекающую крышу. Торжественное мероприятие закончилось... и музей закрыли.

С тех пор прошел год. В годовом отчете глава города сообщил, что в Электрогорске открыт историко-краеведческий музей, и назвал это событие одним из «самых знаменательных событий культурной жизни городского округа». Поинтересовалась у друзей и знакомых — знают ли, что в городе появился музей, бывали ли в нем? Кто-то не знает, кто-то что-то слышал, кто-то читал, что музей есть, а кто-то даже его искал… и не нашел.

Отправилась на поиски и я, мне было проще — я знала адрес. Но меня ждало разочарование — дверь была заперта, вывеска и график работы отсутствовали. Как же приобщиться к «знаменательному культурному событию»? Как выяснилось, попасть в музей все же можно. Если вы придете в будний день и в рабочее время, если вас не смутит запертая дверь, и вы догадаетесь позвонить в звонок, и если музейный работник будет в это время на месте, то дверь откроют, экспозицию продемонстрируют, и вновь до дверей проводят и дверь закроют.

Почему же так таинственно? Немного усилий — и тайна была раскрыта. По правилам противопожарной безопасности в это здание людей впускать нельзя. Официально заявленный музей на самом деле таковым не является. При доме культуры всего лишь появился музейный отдел.

Для нас, простых обывателей, разницы значений слов «музей» и «музейный отдел» нет. Но она есть, и значительная. Любой музей вне зависимости от того, кто является учредителем или собственником музейных ценностей, подпадает под действие федеральных и областных законов, исходя из чего выстраивается жесткая система учета и сохранности музейных фондов. Музей, как самостоятельное учреждение культуры, имеет свое финансирование, свой штат профессиональных сотрудников, создает музейные фонды, хранит их, несет за них ответственность и выполняет массу требований и предписаний различных контролирующих ведомств. Музейный отдел при доме культуры ничего этого не имеет — ни финансирования, ни полномочий.

Издать распоряжение, добавить в штат дома культуры «музейную» единицу и передать тому же дому культуры на баланс здание — дело не хитрое. А вот выдержит ли бюджет дома культуры эту нагрузку — содержание дома, которому через 2 года исполнится 100 лет? Как этот дом себя чувствует, можно ли в него людей пускать? Может, он рухнет, как только в нем соберутся больше трех-пяти человек? Шутка ли, устоять с 1912 года! Если по уму, то надо бы комиссию создать да экспертизу провести. Износ здания наверняка составляет 100 процентов. Затем подумать, как деньги найти и ремонт провести. Вопросов множество, но на них можно ответить только если хорошо пошевелить извилинами. Но в администрации, похоже, это действие напрочь отсутствует. За последние два года количество специалистов там резко сократилось.

Как легко испортить хорошее дело пустыми заявлениями и очковтирательством! Показухой это называется. Хорошо еще, что клубные работники — народ творческий и с энтузиазмом, и к ответственности им не привыкать. Делают, что могут. И свет в доме появился (получили они здание с оборванными проводами), и требования пожарников постепенно выполняют, насколько позволяют имеющиеся средства. Но, конечно, с текущей крышей (ее надо менять) и перекосом стен им не справиться — здесь другой бюджет нужен. И поиск этих денег — дело городской администрации. А им некогда — скульптуры ваяют, газоны украшать.

Как здорово придумали — создать музей! Какой шикарный дом для него подобрали! Единственный свидетель тех славных лет, видевший и слышавший все и всех. И как бездарно идею осуществили! Не найдется энтузиастов — со временем забудется все, мхом порастет. Только и останется, что фото в газете о том, как ленточку перерезали.

Дарья СВЕТЛОВА

От редакции.

Возможно ли в нашем городе создать настоящий, а не «подпольный» музей, и что для этого надо сделать? Специалиста, способного ответить на этот вопрос, мы все же нашли. Отвечает Медве­дева Наталья Юрьевна, заместитель главы администрации с 2005 по 2008 год, в область компетенции которой входили вопросы культуры:

— Для того чтобы создать музей, нужно выполнить несколько обязательных условий. Во-первых, необходима материально-техническая база — наличие помещения, оборудования и технических средств защиты музейных фондов, условия для хранения музейных фондов, работы сотрудников и нахождения посетителей. Во-вторых, нужны музейные специалисты, обеспечивающие все виды деятельности музея — изучение, хранение и публичное представление коллекции. И, наконец, в третьих, должны быть постоянные источники финансирования.

На обеспечение перечисленных условий деньги нужны немалые. Спонсоров, способных регулярно их платить, у нас нет. Поэтому путь один — добиться бюджетного финансирования. Право на это мы имеем — по существующим федеральным нормативам городу с 20-тысячным населением положен 1 музей (или выставочный зал).

Без регистрации в Министерстве культуры Московской области музеи не создаются (и, следовательно, не финансируются). Поэтому работа по созданию музея должна идти в тесном сотрудничестве со специалистами министерства. Они всегда подскажут, что предпринять. Но прежде чем явиться к ним с заявкой на регистрацию музея, следует хотя бы частично выполнить перечисленные выше условия — обучить хотя бы одного специалиста (не выполнено), создать юридическое лицо — муниципальное учреждение «Музей» (не выполнено) и передать ему здание. После этого следует (с помощью опять же министерства культуры) заняться решением вопроса реставрации здания — дом № 20 по улице Ленина имеет статус памятника истории и искусства (утверждено в 1990 году).

Делать все это — долго, но нужно. Если не делать, то денег не будет никогда, а без них не сохранить ни экспонаты, ни здание — все это постепенно обветшает и разрушится.