Городской устав

 

Городской устав

Сейчас политики и представители власти много говорят о создании гражданского общества в России, спорят: одни считают, что мы с вами уже сложились, как это самое гражданское общество, а другие не находят в нас нужной степени зрелости. Наверное, ко вторым относятся те, кто отнимает у людей арендованную землю, переселяет людей из отдельных квартир в коммуналки, капитально «демонтирует» жилище — если хочешь выжить, быстрее созреешь.

Но есть и другие вопросы, не касающиеся материи, данной нам в неприятных физических ощущениях, но, тем не менее, хорошо проявляющие уровень нашей гражданской зрелости. Это, например, принятие Устава — основного городского закона.

Устав Электрогорска — это совокупность правил, по которым будет жить наше электрогорское общество. Устав определяет вопросы, которые город должен решать самостоятельно путем самоуправления (что означает — сами собой управляем), структуру органов, которые будут осуществлять это самоуправление, способ избрания представителей народа в эти органы, методы, которыми будут пользоваться органы самоуправления, чтобы нами, жителями города, управлять. Отсюда следует, что такой важный документ, как городской Устав, требует тщательного всенародного обсуждения.

Устав разрабатывается Советом депутатов — это наш представительный орган электрогорского самоуправления. Он называется представительным, потому что состоит из представителей электрогорского населения, которых электрогорцы избирают на городских выборах. Предполагается теоретически, что это лучшие представители — грамотные, умные, неравнодушные, заботливые.

О чем же позаботились наши лучшие представители, разработав новую редакцию Устава?

Если внимательно прочитать Устав, то видно, что главной заботой наших неравнодушных представителей было создать как можно больше условий, позволяющих избирать в Совет депутатов «своих» людей и создавать «своему» главе города возможность бесконтрольно распоряжаться городским имуществом, которое пока еще у нас есть. Позаботились наши умные депутаты также и о том, чтобы их намерения народом замечены не были. Поэтому и такие спешные публичные слушания — Устав опубликовали, месяц на чтение, четыре дня на внесение поправок и один день на слушания. Правда, какая неприятность, сразу не получилось — первый раз Устав опубликовали как раз под ноябрьские праздники (все продумано), да со сроками «прокололись» грамотные наши представители — не выдержали положенных по закону 30 дней. Пришлось публичные слушания, прошедшие 30 ноября, отменять. В следующий раз Устав опубликовали 23 декабря. И тут повезло — кто же будет перед новогодними праздниками, а тем более во время новогодних каникул заниматься вычитыванием такого длинного и сложного документа! Сразу после каникул, с 11 по 14 января, предоставлено время для внесения поправок, а 31 января — публичные слушания.

С формальной точки зрения придраться не к чему — сроки, установленные законом, выдержаны, Устав опубликован, любой может прочитать и выразить свое мнение письменно с 11 по 14 января и устно 31 января. А кто не прочитал и не выразил, значит, того все устроило.

О человеческой точке зрения можно разве лишь помечтать. Ну, например, депутат, мой представитель во власти, защитник моих интересов, приходит ко мне на предприятие и нам, вечно занятым то работой, то детьми, то хозяйством, разъясняет, что нового в Уставе, как понимать его непривычные для нас формулировки, на что обратить внимание, о чем подумать, собирает наши мнения по главным вопросам, чтобы потом принять решение, за что проголосовать. За такую гражданскую позицию мы бы отплатили ему уважением.

Платить оказалось некому. Поэтому наша маленькая редакция нашей маленькой газеты, считая себя частью гражданского общества, решила проявить свою гражданскую позицию и взять хоть часть разъяснительной работы на себя. В этом нам помогали активные электрогорцы, также считающие себя членами гражданского общества. Остановились на двух принципиальных вопросах. Первый — о выборах депутатов, второй — о способе владения и распоряжения городским имуществом.

Напомним, как мы выбирали депутатов последние 10 лет. В 2000 и 2004 гг. мы их избирали по одномандатным округам. На каждом избирательном участке выбирали одного депутата из тех, кто претендовал на это место. Каждого видели в лицо, с каждым разговаривали, задавали свои насущные вопросы. В результате в Совет депутатов попадали люди действительно грамотные, имеющие свое мнение.

Избирались люди, способные разобраться в сложных вопросах городского управления и принять решение. Вот некоторые из них, работавшие в обоих созывах: Блинков В.Н., Марданлы С.Г., Медведева Н.Ю., Суворова Н.С., Сыроежкин В.Н. Фамилии говорят сами за себя. В 2008 году выборы были организованы по партийным спискам. Это значит, что каждая партия представила свой список депутатов. С агитационных плакатов на нас смотрели лица под фамилиями, которые стояли в списках первыми. Из остальных 10–15 некоторые и не показывались, а голосовали избиратели за весь список сразу. Вспомним, кто возглавлял список «Единой России»? Н.А. Скороход. А агитационные фотографии П.Я. Шпитальского кто-нибудь помнит? Вряд ли. А именно он сейчас возглавляет Совет депутатов. Несколько депутатов, избранных по списку «Единой России», вышли из Совета, их заменили другими из этого же списка. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Проголосовали бы за каждого в отдельности?

Всего два дня, 12 и 13 января, редакция выясняла мнение людей по предложению вернуть хотя бы частично прежний способ выборов депутатов: не менее половины от общего количества депутатов избирать по одномандатным округам, остальных — по партийным спискам. Были опрошены 358 человек. Среди них жители улиц Советской, Горького, Кржижановского, Ухтомского, Безымянной, Некрасова, Невского, Чкалова, Классона, Ленина, Калинина, Пионерской и переулка Комсомольского. И все 358 человек высказались за одномандатные выборы депутатов, поставив свои подписи под текстом соответствующей поправки в Устав.

Второй вопрос — о способе управления городским имуществом и муниципальными предприятиями. Новая редакция Устава дает право администрации города самостоятельно распоряжаться городским (то есть нашим) имуществом и самостоятельно решать вопросы создания и ликвидации муниципальных учреждений. Самостоятельно — значит без обсуждения с Советом депутатов, то есть без органа электрогорского самоуправления. Приведем пример. Допустим, администрация, руководимая Н.А. Скороходом, хочет передать городской рынок, являющийся муниципальным предприятием, в частные руки. В настоящее время без решения Совета депутатов этого сделать нельзя. А депутаты, какие бы они ни были, на такое пока не решаются. Если же статья Устава о самостоятельности администрации в этих вопросах будет принята, то решение Совета депутатов не потребуется.

Статьи об имуществе и муниципальных предприятиях вызвали особенное возмущение электрогорцев. Под поправкой, требующей вернуть органу местного самоуправления право распоряжаться имуществом и муниципальными предприятиями (вместо администрации городского округа), подписались 341 человек — все, кого опросили.

Обе поправки с подписями всех авторов (358 и 341) переданы в Совет депутатов 14 января 2011 года.

Обращаем внимание депутатов и особенно Павла Яковлевича Шпитальского, что предложение электрогорцев внести поправки не означает, что исправляемые статьи Устава противоречат закону, они противоречат выбору электрогорцев, чьи интересы вы обязаны учитывать, принимая те или иные решения.

Наш корреспондент

Лозунги в отдельных рамочках внутри текста:

 

31 января 2011 года в 18-00 в актовом зале городской администрации (ул. Кржижановского, 12, корп. 2) состоятся публичные слушания по проекту нового городского Устава

 

Электрогорцы за выборы депутатов по одномандатной системе!

 

Электрогорцы оставляют право распоряжаться городским имуществом и муниципальными предприятиями за органами местного самоуправления!