Рыночные отношения или Каковы порядки в МУП «Порядок»?

Кризис бродит по планете… Его присутствие мы ощутили на собственных кошельках. И если без новой машины, телевизора или шубы обойтись можно, то без продуктов питания — никак. Кушать хочется в любой экономической ситуации.
На наш небольшой город сетевых магазинов предостаточно, но за продуктами мы всё равно ходим на рынок. Там и цены поменьше, и качество получше, чем в так называемых супермаркетах. Но вскоре может оказаться так, что либо цены на рынке взлетят, либо рынка не будет вообще.
Именно такое решение вынуждают принять предпринимателей, работающих на рынке, повышая им тарифы на аренду и вынуждая (согласно новым тарифам) покупать разовый талон на торговлю даже в том случае, когда торговля не ведётся, тем самым лишая предпринимателей права на отдых. То есть ставят в такие условия, что люди вынуждены будут либо повысить цены, либо свернуть бизнес.
По утверждению руководства рынка и администрации города муниципальное унитарное предприятие «Порядок» (чем и является наш городской рынок) не только не приносит дохода в городскую казну, но и содержать себя уже не в силах. Согласно своему Уставу МУП «Порядок» перечисляет в городской бюджет 25% от прибыли. А прибыль в основном складывается из тех денег, которые ежедневно платят индивидуальные предприниматели за аренду места и торгового оборудования. Особенность нашего рынка ещё и в том, что здесь выходными считаются три дня недели: пятница, суббота и воскресенье, в которые арендная плата выше, чем в будни — такого нет ни на одном рынке близлежащих городов. В месяц один предприниматель в крытом рынке в зависимости от количества торговых мест платит 23–25 тысяч рублей, а общий доход предприятия от крытого рынка в месяц — порядка 400 тысяч рублей, плюс доходы от аренды мест в открытом рынке.
Расходы МУП «Порядок», как любого другого предприятия, заключаются в оплате коммунальных услуг, налогов, охраны, вывоза мусора, выплате заработной платы штатным работникам МУП «Порядок».
 
Повышение
не спасёт положения
 
Тарифы аренды на рынке не менялись с 2007 года. Этого нельзя сказать о его директорах, которые, напротив, менялись довольно часто. Пришедший в ноябре 2008 года Эдуард Сергиенко к весне этого года понял, что кризис, наконец, дошёл и до нашего рынка: расходы превысили доходы. Собрав в начале июля предпринимателей, он поставил их в известность, что 19 июня Советом депутатов принято решение о повышении тарифов разового сбора на территории МУП «Порядок» с 1 июля, и вместе с заместителем председателя Общественной палаты Сергеем Шульгиным разъяснил причину повышения. Предприятие нерентабельно, эко­номически нестабильно, и исправить положение дел можно, только повысив тарифы на 60%.
Подобрать слова, чтобы передать состояние предпринимателей в тот момент, довольно сложно. Они не первый день работают на рынке и с разными ситуациями сталкивались. Рынок однажды уже был в долгах, но Александр Матюшин, предыдущий директор, принявший рынок от Сергея Шпитальского, сумел не только их погасить, но и начал активно рынок развивать. При этом тарифы не изменились ни на копейку. Поступающих денег вполне хватало на погашение долга в 1,5 миллиона рублей, на приобретение оборудования (6 холодильников купили) и установку противопожарной сигнализации. Будучи директором, Александр Анатольевич сумел возвести тентовые конструкции и навесы, установить лавочки для торгующих на улице, намечал превратить мусор из статьи расхода в статью дохода. Предприятие себя содержало и регулярно — 1 раз в квартал — отчисляло деньги в городской бюджет. Охрана тогда рынку обходилась в 80 тысяч рублей в месяц, а вывоз мусора — в 15 тысяч. Новый директор, назначенный новым главой города Н.А. Скороходом, предпочел заключить договоры с другими фирмами, и теперь рынок охраняют за 120 тысяч, а мусор вывозят за 150 тысяч рублей в месяц. При этом на открытом рынке торговцев стало намного меньше, а в крытом их не прибавилось. То есть и мусора от их деятельности стать больше не могло. И совершенно не понятно, почему за его вывоз нужно такие деньги платить. На резонный вопрос предпринимателей, зачем нужна компания, предоставляющая такие дорогие услуги, услышали ответ — мол, мы вас не учим, где товар закупать, так и вы нас не учите, с кем договоры заключать. Тарифы на коммунальные услуги поднялись, электроэнергия подорожала, значит, и тарифы на рынке должны быть выше.
 
Спасение
в собственных руках
 
Предприниматели собрались ещё раз, чтобы обсудить сложившуюся обстановку. С повышением тарифов они не согласны, потому что для большинства из них это означает или искать другое место торговли (в другом городе), или же вообще свернуть собственное дело. Они, как никто другой, понимают, что если цены на продукты поднять, то в условиях кризиса спрос резко упадет. Выбрали уполномоченных представителей, которые бы защищали права предпринимателей, и передали письма главе городского округа и в Совет депутатов с просьбой провести проверку деятельности рынка, отменить решение об увеличении тарифов и назначить грамотного директора. В администрации долго решали, в каком отделе письмо принять, потому что от предпринимателей заявления принимают на одном этаже, а от граждан — на другом. Письмо же, составленное от предпринимателей и граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории рынка, пристроить не знали куда. В конце концов, его взяли, но нигде это не зафиксировано. Предприниматели надеются, что письмо до Главы дошло. По закону на его рассмотрение положен месяц. Сроки все вышли, а ответа так и нет.
А что же депутаты? Ведь среди них тоже есть предприниматели. Когда комиссия при Совете депутатов разбиралась в вопросе рыночных тарифов, документы были одни. В них говорилось о разовом сборе за каждый день торговли на крытом рынке со стола (в будни 135 руб. за квадратный метр, в выходные — 215 руб.) и с холодильника (аналогично 200 и 250 руб.). Когда же принимали решение на заседании Совета, документы оказались другими, но большинство депутатов этого не заметили, потому что пакет документов не стали вновь смотреть, ведь все уже было обсуждено. В новом документе вместо слова «стол» появилось «торговое место». Даже ребенку понятно, насколько второе больше первого. Посчитав, предприниматели пришли к выводу, что увеличение тарифов составит не 60, а все 200 процентов. Когда депутаты, входившие в комиссию, разобрались, что их попросту обманули, они потребовали отменить решение и еще раз все обсудить.
29 июля Совет депутатов приостановил свое решение о повышении тарифов за день торговли на территории МУП «Порядок». Вопрос отправлен на доработку.
 
Успех — в диалоге
 
Предприниматели говорят, что уступать они не намерены, за свое дело будут сражаться до конца. Они не верят в то, что повышение тарифов пойдёт на пользу рынку и городу. Увеличение тарифов — это повышение цен и снижение спроса. Проведя собственный мониторинг арендной платы в других городах, они утверждают, что она ниже даже той, что пока действует на нашем рынке. Но их, к сожалению, никто не слышит. Никто не пытается разобраться, почему один директор ведет дела так, что предприятие приносит прибыль и развивается, а другой копит долги и убытки. Почему такая работа руководителя муниципального (другими словами — государственного, а не частного) предприятия не вызывает беспокойства у главы города? И почему убыточность предприятия так долго никем не замечалась?
О том, что тарифы на естественные монополии поднимаются в начале года, не является секретом за семью печатями. Но в условиях экономического кризиса многие предприятия (как государственные, так и частные) стараются сократить расходы, понизить заработную плату, но сохранить работников. На рынках Павловского Посада и Орехово-Зуева тарифы не повысили, а наоборот, понизили, поддерживая местных предпринимателей. У нас же поддержка оказывается только на словах и в документах. Бумагам несть числа. Например, говорит Президент России о поддержке малого бизнеса — и мы его поддерживаем, вот вам документик — целевая программа развития и поддержки(!) предпринимательства. Цель — «повышение роли предпринимательства, в том числе малого, в реализации социальной политики администрации городского округа Электрогорск, укрепление социально-экономических позиций среднего класса» с устранением необоснованных препятствий для создания новых и развития действующих малых предприятий и вовлечением в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан города.
А есть еще и Экспертный «общественный» совет по экономике и предпринимательской деятельности при комитете по экономике и предпринимательской деятельности Совета депутатов города Электрогорска, в который вошел всего один (!) предприниматель. По бумагам внимание общественности привлекается к наиболее острым проблемам малого бизнеса, а на деле — душится малый бизнес рынка для сиюминутной прибыли, и его мнение никому «наверху» не интересно. Естественно возникает предположение, что рынок хотят обанкротить и продать в частные руки.
Среди жителей наверняка найдутся те, кто скажет: «Что ж ты так печешься о предпринимателях? У них на все денег хватит, вон у них какие машины, дома». А я не о них, я о себе пекусь. Если на рынке поднимутся цены, пострадает мой кошелек, моя семья. Почему меня вынуждают делать так, как выгодно кому-то, не оставляя права выбора, где покупать продукты. Предприниматели и высококвалифицированные рабочие — это именно тот самый средний класс, который во всем цивилизованном мире кормит свои страны. А в нашем городе, похоже, опираются на пословицу «свято место пусто не бывает», убеждая всех, что другие торговцы приедут.
 Но есть еще одна пословица: не будете кормить свою армию, придет наемная и съест вас. А как варяги распоряжаются в чужом для них городе, мы уже успели насмотреться.
 
Дарья Светлова