В какой стороне Швейцария?

 Года 3–4 назад среди многоголосья предвыборных обещаний прозвучало одно нестандартное. Некто сулил сделать из Электрогорска маленькую Швейцарию. Я не пессимист и очень даже допускаю возможность таких событий. Но для всякого дела необходима некая основа. Прошедшие с тех пор годы показали нам несостоятельность людей, которые давали то призрачное обещание.

Приучить нельзя впитать

После выборов одна из представительниц верхушки городской системы образования поделилась со мной радостью: «Жизнь в городе налаживается, нас уже начали приучать к культуре: на улице Горького установили изумительные вазоны с цветами».

Пусть бросит в меня камень тот, кто высаживает на своём приусадебном участке цветущие растения в канун зимы, испытывая при этом безумную радость. Исходя из этого, смею предположить, что культурная дама от образования испытала восторг не по поводу поражающей воображение красоты вазонов и их содержимого (они как раз больше претендовали на убожество), а скорее по причине заискивания перед новой властью: спасибо, что не выгнали.

А что касается «приучения» к культуре, так мы не стадо баранов, которых более разумные существа приучают к одной кормушке или к одному стойлу. Культура (как и совесть, чувство долга, ответственности и т.п.) у взрослого человека либо есть, либо нет. Ибо морально-нравственные качества обычно культивируются с рождения. И вывешенные на улице вазоны оцениваются каждым в соответствии с имеющимся эстетическим вкусом. Да вот беда: ни та чиновница, ни «отцы» города, видимо, не подозревали о существовании стиля или эстетического вкуса как признаков общей культуры.

Найти свой стиль

Примеров буйства фантазии «культурных» начальников предостаточно. Это и город сказок, прикрывающий срам захламленного Стахановского озера. А ведь каких-то пять лет назад его чистую воду пытались заселить рыбой. Это и глобус, установленный с торца дома № 35 по ул. Горького. С какой целью он там установлен и о чём говорит, непонятно. И, наконец, шедевр «благоустроителей» — курительная трубка около дома № 11а по ул. Кржижановского. Какую смысловую нагрузку она несёт — так теперь обозначается место для курения, или место для отдыха, или место встречи членов клуба по интересам?

Впрочем, не станем придираться собственно к глобусу, цветам, городу сказок или трубке. Главное в другом — что связывает эти предметы?

Те, кто бывал в Раменском, наверняка видели, что там все малые формы — это герои мультфильмов, выполненные из чёрного металла. Все бордюрные камни выкрашены в жёлто-белый цвет и ни в какой другой.

В Ногинске нашли другой путь оформления города — создали фонтанные композиции, художественно оформили с помощью стрижки кустарник. В этих городах даже ограждения вокруг газонов и разных учреждений выполнены в едином стиле.

Что же нам мешает так жить? Ведь бюджет города профицитный. Но даже и при небольшом бюджете можно выжить, имея хозяйственного главу и дружную администрацию. Гораздо хуже, если «отцы» пришлые и не заинтересованы в нормальной инфраструктуре города. Вот будут очередные выборы, бросят нам очередную «кость». Вот, мол, смотрите, какие мы добрые, щедрые, нам для вас ничего не жалко!

Было бы желание, а идеи найдутся

Между тем существуют понятия имиджа и маркетинга города. С имиджем более-менее всё понятно: город с его архитектурой, зелёными насаждениями, малыми формами, игровыми и спортивными площадками, оформлением и прочим должен восприниматься как единое целое — в определённом стиле. Для архитекторов, ландшафтных дизайнеров создать имидж небольшого города — не самая трудная задача. Чиновникам надо лишь суметь оторвать лакомый кусок от себя, любимого, и пригласить работать нужных профессионалов, а не своих да наших.

А вот маркетинг посложнее будет. Смысл его заключается в том, чтобы сделать свой город привлекательным для туристов, инвесторов, да и самих жителей. А для этого сначала надо создать имидж города и «раскрутить» его.

Вот, например, кто бы знал город Мышкин, если бы его администрация вовремя не подсуетилась, однажды обнаружив, что им нечем платить за электроэнергию? Стали думать, чем гостей-туристов заманить. Придумали музей мыши, организовали дегустацию водки, выставку валенок. Скажете, эка невидаль! Но всю эту невидаль мышкинцы представляли гостям с таким артистизмом, что молва о весёлом городишке докатилась до маститых турфирм. На рубеже веков в Мышкин скрепя сердце заглядывали около 6 тысяч туристов в год. А сейчас — более 130 тысяч!

Другой пример — Великий Устюг. Нашёлся один умный человек, который убедил администрацию объявить Великий Устюг родиной Деда Мороза. Главными туристами тут стали дети.

На Западе всё больше развивают индустриальный туризм, продвигая фабрики и заводы в качестве промышленных площадок для проведения выставок. Профессиональные кадры, приезжие и свои, регулярно проводят мастер-классы, продвигают программы обучения, научные открытия, презентации, рекламные кампании. Выгода для жителей прямая. Во-первых, их уровень жизни становится выше, потому что постоянно приезжающие сюда крупные инвесторы помогают поддерживать идеальный инвестиционный климат и наполняют городскую казну. Во-вторых, вероятность рассказать миру о личных изобретениях и ноу-хау в промышленных городах у непризнанных гениев резко повышается. Рейтинг такого города постоянно растёт.

Создать имидж такого города, прямо скажем, дело хлопотное и очень недешёвое. Зато и прибыль будет по вложениям. В таком режиме уже давно живёт Детройт как крупный центр автомобилестроения, Цюрих, где налажено производство часов, Чикаго с его отлаженной схемой авиаперевозок. У нас на такой статус может претендовать как крупный промышленный центр, так и мелкий. Чем наш Электрогорск плох для такой идеи? Промышленных предприятий хоть отбавляй.

Есть и другие виды маркетинговой стратегии: спортивный (Сочи), научный (Новосибирск, Дубна, Обнинск). Есть города знаменитостей (Пятигорск, Чехов, Елабуга), города художественных персонажей (Верона, Лондон), города с гастрономической «специализацией» (Вологда, Покров, Бордо), священные города (Сергиев Посад, Саров, Мекка, Ватикан).

Задача под именем «Брэнд»

Любой город может специализироваться на самом неожиданном решении. И наш Электрогорск — не исключение. Главное наше преимущество — близость к Москве. Второе — наличие зелени и озёр. Можно использовать в качестве маркетингового решения дополнительную высадку саженцев деревьев. Имидж самого зелёного города не так уж и плох.

ГРЭС-3 и имя Р.Э. Классона и вовсе готовый брэнд. И голову ломать не надо. Шутка ли — одна из первых станций и практически ровесница плана ГОЭЛРО. Между тем, уникальный музей, который до недавнего времени существовал на ГРЭС, разбазарен. Хорошо, если треть экспонатов от него жива. Зато в том же Ногинске благополучно работает вот уже 35 лет Народный музей энергетики им. Л.Н. Мишина (бесплатно) и вовсю эксплуатирует имя Классона как основателя первой станции, работающей на торфе, поскольку станция эта была создана в Богородском уезде! А имя посёлка Электропередача находится на задворках истории. Более того, сотрудникам Народного музея энергетики известно, что в музее ГРЭС было некое уникальное ружьё, обладателями которого они во что бы то ни стало хотят стать на правах первооткрывателей и станции, и музея.

В общем, вы уже поняли, что решить задачу под названием «Брэнд города» вполне возможно, если есть голова на плечах и желание. А если у городского руководства идей нет, то дарю свои.

Но не говорите потом, что всё это вы сами придумали!

Лана Орлова