Поставьте счётчики — и будет вам… счастье

 Всем, казалось бы, известно, что осчастливить насильно нельзя. Оказывается, можно, как только к делу подключаются деньги. Из фантастической литературы нам знакомы продавцы воздуха, а в реальной нашей жизни появились продавцы, как бы это правильно сформулировать, не воды, а обязательной ее экономии. Не умеешь экономить воду — научим, не хочешь — заставим.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» собственник жилого помещения обязан установить счётчик на воду. И сроки указаны — до января 2012 года. Но, правда, позже законодатели, поняв, что погорячились, перенесли сроки на июль 2012 года. Если собственник не торопится устанавливать счетчик, его поторопят: сначала норму потребления воды (и соответственно оплату) увеличат в два раза, потом — в четыре.

Я согласна с тем, что воду нужно экономить, что вода — дорогой ресурс для страны, и стараюсь дома не оставлять открытым кран просто так. Но как быть с тем, что во многих домах сразу после открытия крана с горячей водой она таковой (горячей) не является, приходится какое-то время ее сливать, чтобы стала горячей? А счётчик-то считает деньги за горячую воду сразу! Да кто ж у нас такие «мелочи» учитывает?

Идем дальше по пути «счастья». Установив один раз счётчик, успокаиваться рано, потому что его надо поверять. Так, например, водосчётчики СВК-15-15, выпускаемые Бологовским арматурным заводом, рассчитаны на 12 лет работы с периодической поверкой: горячее водоснабжение — через 4 года; холодное водоснабжение — через 6 лет. Службы, которая бы поверяла счётчики, в Электрогорске нет, а в службах других городов (Москва, Сергиев Посад) предлагают счётчик заменить, а не поверять. Так, говорят, проще, потому что стоит новый меньше, чем процедура его поверки. В этом случае счётчик б/у идет в утиль, хотя он выработал всего одну треть своего ресурса.

На мой взгляд, логичнее было бы сначала подготовить условия для эксплуатации счётчиков, а потом призывать к их массовой установке. Но всё случилось, как случилось, поэтому будем искать рациональные пути решения проблемы сами. Итак, что мы имеем?

Во-первых. Для проведения поверки организация должна иметь специальное метрологическое оборудование, лицензию и специалистов, поэтому вряд ли в нашем городе подобную организацию можно создать.

Во-вторых. Как только житель счётчик у себя в квартире установил, он (счётчик) становится личной собственностью, и заботиться о нем должен собственник: искать организацию для поверки, возить на поверку, договариваться о цене и т.д. Окажет ли содействие в этих хлопотах управляющая компания — вопрос открытый.

Я провела эксперимент и попробовала по телефону узнать, где поверки проводят, и сколько мне это будет стоить. В ФГУ Ростест в Москве по единственному телефону дозвониться не смогла. В Сергиево-Посадском филиале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии мне пояснили, что поверка стоит 500 рублей, но как быстро ее проведут, зависит от объективных обстоятельств. Можно потратить на поездку 1 день, а можно больше. На дом выедут специалисты в том случае, если в доме будет несколько счётчиков для поверки. Надо договариваться. А лучше всего, сказали мне, купите и установите новый счётчик. Он стоит 550 рублей. Только внимательно смотрите на дату заводской поверки, проставленную в техническом паспорте изделия: чем ближе к дате покупки, тем лучше.

Считаем: от Электрогорска до Москвы 150 руб., плюс метро 28 руб., плюс 150 руб. электричка в Сергиев Посад (или 120 руб. автобус). Итого 328 рублей в один конец. В выходные центр не работает, значит, надо отпрашиваться с работы, и не один раз, если счётчик оставят для поверки на день или два.

В-третьих. В техническом паспорте счётчика указана дата проведения поверки. Эту дату надо запомнить как Отче наш. Еще раз повторюсь: счётчик — собственность, как кран, люстра, диван или телевизор. Но если диван можно менять, когда захочешь, и никого в известность ставить не надо, то поверку счётчика надо проводить в определенные сроки и об этом ставить в известность управляющую компанию. Поставили счётчик — уведомили, сняли на поверку, потом вновь установили или поменяли — снова уведомили компанию. Потому что именно она определяет, как начислять плату за потребленную воду: по норме или по счётчику. Как только срок прошел — оплату станут производить по норме, даже если вы думаете, что считают вам все еще по счетчику. Напоминать собственнику о сроках поверки не входит в обязанности управляющей компании. Ваша забывчивость может привести к образованию долга.

В-четвертых. Устанавливать счётчики, как и снимать их, может любой специалист, хоть сосед с «золотыми» руками. Главное, чтобы в техническом паспорте была отметка об этом. Делать ее имеют право специалисты организаций, имеющих лицензию на установку счётчиков и/или специалисты управляющей компании. Если снимает счётчик для проведения поверки не специалист, нужно пригласить сантехника из управляющей компании, чтобы он подтвердил исправность счётчика и наличие пломбы на нем.

Вот такие тонкости нужно знать, когда в квартире появляется водосчётчик. Счастье, оно такое, легким не бывает. Подведем итог.

Первое: покупая счётчик на воду, внимательно смотрим на дату заводской поверки, она должна быть как можно ближе к дате покупки.

Второе: сразу ставим в известность управляющую компанию, как только установим водосчётчик, они должны прийти, опломбировать счетчик. С этого момента расчет пойдет по счетчику.

Третье: посмотреть в технический паспорт и запомнить дату следующей поверки. Когда эта дата наступит, снова известить управляющую компанию, что вы будете снимать счетчик на поверку (или устанавливать новый).

И последнее. Отдавать водосчётчик на поверку или устанавливать новый, решает только собственник. Вот только откреститься от навязанной услуги не получится.

Дарья Светлова