На волоске от катастрофы

(страшная сказка со счастливым концом)

[журналистское расследование]

Кто из нас не читал в прессе о заброшенных военных городках, где в разрушающихся домах продолжают жить люди, зачастую без отопления и водоснабжения? А подумал ли кто-нибудь при этом, что такое может случиться и с нами в Электрогорске? Представьте себе, что в вашей квартире нет тепла, из крана не течет вода, канализация не работает. И так — много, много дней подряд…

Это не фильм ужасов, это реальность, которая, благодаря «неустанной заботе» о нас нашего городского руководства, едва не воплотилась в нашем городе.

Хронология разрушения городского коммунального хозяйства

До мая 2008 года городское жилищное хозяйство обслуживалось муниципальным унитарным предприятием «Коммунальщик». Деньги с жителей собирал МУП ДЕЗ («Дирекция единого заказчика») и перечислял по договору в МУП «Коммунальщик». На эти деньги нас обеспечивали водой, теплом, ремонтировали трубопроводы и подъезды.

За получаемую от ГРЭС теплоэнергию «Коммунальщик» платил, но долги все же накапливались — до 20 млн. руб. за год. Из-за этого долга отношения между городской администрацией и ГРЭС весной и осенью обострялись: ГРЭС задерживала подачу горячей воды, администрация обивала пороги в областном правительстве с просьбами помочь, и, в конце концов, за счет областного бюджета долг погашался, и все успокаивались до следующего весенне-осеннего обострения.

Погашение долга за счет областного бюджета — ситуация нормальная. Население недоплачивает за услуги ЖКХ не только в Электрогорске, но и в других городах, поэтому в областном бюджете закладывается специальный резерв для погашения такой задолженности. Задача местной администрации — правильно подготовить документы и вовремя обратиться за помощью.

В мае 2008 года в Электрогорске появилась управляющая компания — ООО «Элинком». До 2009 года платежи населения собирало МУП ДЕЗ и распределяло между МУП «Коммунальщик» (за поставляемые ресурсы) и ООО «Элинком» (за обслуживание жилищного фонда).

С 2009 года платежи с населения начал собирать «Элинком», но с «Коммунальщиком» рассчитывался не в полном объеме. Поэтому долги «Коммунальщика» перед «Мосэнерго» за теплоэнергию стали катастрофически быстро расти и к лету 2010 года доросли почти до 200 млн. руб.

ОАО «Мосэнерго» подало на МУП «Коммунальщик» в суд иск о выплате задолженности. Поскольку «Коммунальщику» платить было нечем, суд ввел конкурсное производство. «Коммунальщик» стал банкротом. В «Коммунальщике» появился конкурсный управляющий, задача которого провести положенные юридические процедуры, собрать деньги с тех, кто задолжал «Коммунальщику» и найти способ погасить долги «Коммунальщика» перед «Мосэнерго». Один из способов найти деньги — продажа имущества.

В январе 2012 года были объявлены торги по продаже нашего коммунального хозяйства — теплосетей, тепловых пунктов, канализационно-насосной станции, водозаборного узла.

Действующие лица и исполнители

В мае 2008 г. Электрогорском начал управлять в качестве и.о. главы города Н.А. Скороход.

С мая 2008 г. жилищным хозяйством большей части города начал заниматься директор ООО «Элинком» Р.И. Тикунов.

В августе 2008 г. Директором МУП «Коммунальщик» был назначен М.Ю. Казаков.

С 2009 г. Р.И. Тикунов начал сокращать перечисления денег в «Коммунальщик».

В феврале 2010 г. следственными органами была обнаружена утечка денег с расчетного счета МУП «Коммунальщик» на счета физических лиц. К лету 2010г. «Коммунальщик» стал банкротом. В конце 2010 г. Н.А. Скороход перевел М.Ю. Казакова на должность заместителя главы в городскую администрацию.

МУП «Коммунальщик» больше этих руководителей не интересовал. Городское коммунальное хозяйство — тоже. Предприятие осталось без средств. А мы, жители, были в двух шагах от границы, за которой заканчивается цивилизованная жизнь с теплом, водой и канализацией.

Как образуются долги и можно ли было их не копить?

60–65% долга МУП «Коммунальщик» перед ОАО «Мосэнерго» составляют неплатежи ООО «Элинком».

Если одно предприятие не платит другому, то долги с неплательщика взыскивают через суд. Однако директор МУП «Коммунальщик» М.Ю. Казаков на директора ООО «Элинком» Р.И. Тикунова в суд не подавал.

Директора МУП назначает глава города. Если глава позволяет директору МУПа доводить предприятие до банкротства, то либо глава не умеет руководить людьми и хозяйством, либо его такая деятельность директора МУП устраивает. Кроме того, глава города мог бы поинтересоваться (и даже с привлечением полномочных органов), куда уходят деньги, которые жители платят управляющей компании за тепло, если деньги до поставщика тепла не доходят.

Р.И. Тикунов объясняет свои долги перед «Коммунальщиком» неплатежами населения. То есть, мы, жители, недоплачиваем «Элинкому», поэтому он недоплачивает «Коммунальщику». Но по статистическим данным в среднем 85% населения регулярно вносят квартплату. Остальные же 15% не могли бы привести к накоплению такого долга за такой короткий промежуток времени. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» управляющая компания обязана иметь фонд обеспечения исполнения обязательств, из которого она платит за покупаемый ресурс, даже если платежей с населения собрано недостаточно. Иначе она не должна выиграть конкурс. Проще говоря, «Элинком» обязан иметь запас денег, чтобы покупать у поставщика воду и тепло независимо от собранных с нас денег. И глава города обязан это контролировать, поскольку конкурс проводила администрация, и она же выбрала «Элинком» в качестве управляющей компании.

Помимо прямых неплатежей «Элинкома» долги возникают также за счет потерь теплоносителя из-за неисправности оборудования.

«Коммунальщик» получает теплоноситель от «Теплосбыта» (структурное подразделение ОАО «Мосэнерго»). Например, 56 м3 в месяц. На выходе из «Теплосбыта» стоят счетчики. Поэтому «Коммунальщик» платит «Теплосбыту» за все 56 м3. Из этих 56 м3 вычитаются потери в сетях «Коммунальщика» (13% – 7,3 м3). Затраты на эти потери несет «Коммунальщик» из собственных средств.

Остальное (56 – 7,3 = 48,7 м3) транспортируется в сети «Элинкома» (до домов трубопроводы принадлежат «Коммунальщику», в домах — «Элинкому»). В домах «Элинком» счетчики не ставит, М.Ю. Казаков со своей стороны счетчики также не ставил. Поэтому «Элинком» платил «Коммунальщику» не по факту, а по нормативу, чисто теоретически рассчитывая потребление. И оказывалось это теоретическое потребление в 10 раз меньше фактического. Почему?

Поскольку «Элинком» платит по расчету, а не по факту, то ему не так важно, исправно оборудование в домах или нет. Например, стало почти нормой при запуске отопления вместо того, чтобы развоздушить батареи, открыв вентиль на последних этажах, открывать вентиль в подвале и сливать туда воду. Бывает, что это длится не одни сутки — пока воздушная пробка не будет устранена и батареи в доме не станут теплыми. Если бы «Элинком» платил по счетчику, то за такие проливы он был бы вынужден платить сам. И оборудование пришлось бы ремонтировать. Поэтому счетчики «Элинкому» ставить невыгодно.

Счетчики выгодно ставить «Коммунальщику». Но М.Ю. Казаков их не ставил. Возникает вопрос — что это: халатность, равнодушие, безграмотность или умысел?

Такой же вопрос хочется задать и Н.А. Скороходу. А поскольку Н.А. Скороход за такую «замечательную» работу забрал М.Ю. Казакова к себе в администрацию замом, то невольно начинаешь подозревать умысел.

Откуда пришла помощь

Наш город своим появлением обязан Роберту Эдуардовичу Классону, который построил здесь электростанцию, работающую на торфе.

С тех пор в течение многих лет ГРЭС была главным предприятием города. Инженерные сети принадлежали ГРЭС, грамотно обслуживались и содержались в исправности.

Настали новые времена, установились новые порядки — теплотехническое оборудование было передано городу. С того времени и начинается его постепенное обветшание. В настоящее время износ сетей и оборудования составляет 76–80%.

Перечисленные выше действующие лица и исполнители, выжав из коммунального хозяйства последнее, бросили его (и нас!) на произвол судьбы. Еще раз обратим внимание на даты: к концу 2010 года «Коммунальщик» оказался банкротом, без средств, при угрозе распродажи имущества в любые руки и прекращения работы. Директор М.Ю. Казаков ушел в администрацию, Н.А. Скороход не помогал, денег на содержание «Коммунальщика» не искал, имущество не спасал. А, между прочим, имущество это является собственностью города, а не «Коммунальщика», и при желании его можно было перевести в казну, чтобы оно не попало под распродажу.

На нас, жителей, Н.А. Скороходу, видимо, было тоже наплевать — если бы «Коммунальщик» прекратил работу, мы остались бы без тепла и воды на долгое время.

Но нам повезло — у нас еще есть ГРЭС, у руководства которого по-прежнему душа болит за то оборудование, за которым они в свое время бережно ухаживали. Однако ГРЭС-3 сейчас является филиалом ОАО «Мос­энерго» и в своих решениях не самостоятельна.

Но и здесь нам повезло — в «Мосэнерго» нашлись руководители, которым наш город оказался небезразличен. Отсюда и пришла помощь.

В декабре 2010 г. по инициативе «Мосэнерго» между МУП «Коммунальщик» и ОАО «Мосэнерго» был заключен договор, по которому ОАО «Мосэнерго» через ГРЭС-3 обязуется помогать «Коммунальщику» в материально-техническом обеспечении теплового хозяйства в целях его надлежащего функционирования, поддержания исправного состояния и безопасной ­эксплуатации.

Поэтому «Коммунальщик» выжил и продолжает поставлять нам в дома столь необходимые нам ресурсы.

Заметим, что ОАО «Мос­энерго» вовсе не обязано заботиться о сохранении теплового хозяйства какого-то города Электрогорска. Для этой задачи в городе есть органы местного самоуправления — глава города и Совет депутатов.

«Мосэнерго» могло бы спокойно дождаться торгов, получить свои деньги после распродажи имущества и на том успокоиться. Однако «Мосэнерго» участвовал в торгах, выиграл их и вместо денег получил наше изношенное имущество. И уже планирует начать ремонт.

А нам остается надеяться, что кризис нашего коммунального хозяйства уже пережит.

Глеб Борисов