КЛУБ

Журналистское расследование

Есть в нашем городе народная примета: если начали вспоминать клуб и Медведеву, значит — скоро выборы.

Четыре года на встречах с населением глава города Н.А. Скороход вынужден отвечать людям, почему клуб не ремонтируется. И каждый год получаем новую «легенду» о проблемах нашего легендарного клуба.

Поэтому мы поручили нашему корреспонденту проанализировать все имеющиеся по клубу документы, систематизировать факты и ознакомить с ними наших читателей.

 

2000–2005: ремонт начат, где взять деньги?

Сентябрь 2000 г. В одну из ночей рухнул спортзал, пристроенный к клубу.

16 февраля 2003 г. В ак­товом зале клуба имени Ленина состоялось собра­ние городского актива, посвя­щенное социально-эконо­мическому развитию города. На собрании присутствовал губернатор Московской области Б.В. Громов и пообещал дать денег на ремонт клуба. Известна его фраза: «В сентябре здесь вместе будем слушать симфонический оркестр».

9 марта 2004 г. выходит Распоряжение губернатора Московской области № 189-РГ о выделении городу Электрогорску из резервного фонда губернатора 20 млн. руб. на разработку проектно-сметной документации и реконструкцию Дома культуры.

29 апреля 2004 г. заключен муниципальный контракт № 14/4 между администрацией города Электрогорска и ООО «Облстройинвест» о выполнении работ по реконструкции Дома культуры.

Июль 2004 – июль 2005 гг. Выполняются проектные работы. Заключение №Э-3-424-2005 государственной экспертизы по проекту датируется 5 июля 2005 г.

В 2004 г. ООО«Облстрой­инвест», не дожидаясь заключения экспертизы, демонтирует крышу над зрительным залом ДК и останавливает работы, поскольку без заключения экспертизы невозможно получить бюджетные деньги на продолжение работ.

Зиму 2004–2005 гг. клуб пережил без кровли. Волна возмущения и обеспокоенности жителей города сохранностью клуба, отраженная на страницах газет «Электрогорские вести» и «Госьбужье», заставила администрацию и ООО «Облстройинвест» найти средства для восстановления кровли в 2005 г.

В 2005 г. закончились выделенные на реконструкцию ДК 20 млн. руб. Источник финансирования, из которого могли бы оплачиваться дальнейшие работы, определен не был. То есть, ремонт ДК не был включен ни в одну областную программу, не существовало ни одного Распоряжения губернатора или Постановления Правительства Московской области, которыми определялся бы способ финансирования нашего ДК до конца ремонта.

Это означает, что ремонт клуба мог остановиться навсегда. Так же, как, например, строительство муниципального дома на улице Безы­мянной, работы по которому начинались с таких же 20 млн. руб. из резервного фонда губернатора и больше не продолжались.

До 2006 г. от администрации Электрогорска работы по ремонту ДК курировал заместитель главы по строительству С.Л. Шалонин.

2005 — 2008: деньги найдены, ремонт продолжается

В мае 2005 г. начинает работать заместителем главы администрации Н.Ю. Медведева и подключается к поиску источника финансирования ремонта ДК.

В июне 2005 г. Н.Ю. Медведева приглашает в город комиссию, в состав которой в том числе входят первый заместитель министра культуры Московской области Т.Е.Ширшикова, специалист по памятникам культуры Н.П. Старшинова, главный архитектор Московской области А.М. Иванникова. Комиссия признает, что здание ДК имеет ценность для Московской области как памятник истории и культуры.

Август 2005 г. В соответствии с рекомендациями комиссии Н.Ю.Медведева представляет в Министерство культуры пакет документов по истории клуба им. Ленина.

1 ноября 2005 г. Распоряжением Министерства культуры Московской области №334-Р «Дом культуры, 1934 г., архитекторы братья Веснины, Местонахождение объекта: г.Электрогорск, ул. Пионерская, д. 6а» отнесен к выявленным объектам культурного наследия Московской области.

Декабрь 2005 — январь 2006 гг. Министерство культуры и Министерство финансов Московской области составляют Перечень опорных культурно-досуговых объектов Московской области, подлежащих модернизации и техническому переоснащению за счет областного бюджета. В этот список входят 25 объектов из 23 муниципальных образований, в том числе и Дом культуры г. Электрогорска.

9 февраля 2006 г. выходит Постановление Правительства Московской области №77/5, в котором определя­ет­ся способ организации и фи­нансирования работ по капи­тальному ремонту домов культуры, входящих в Перечень.

Февраль — июнь 2006 г. Проводятся положенные по закону процедуры: проведение конкурсов и заключение контрактов. В результате становятся:

– инвестором-заказчиком — ОАО «Московская областная инвестиционная трастовая компания» (Мособлтрастинвест);

– генподрядчиком — ООО «СК «Спецстрой-2» (в 2007 г. – ООО «Регион-Юг»);

– проектировщиком — ГП МО «АПУ по г. Электрогорск»;

– подрядчиком — ГУП Трест «Мосотделстрой» №1.

Июль — август 2006 г. Специализированная организация проводит комплексное обследование здания ДК, чтобы оценить объем и качество выполненных предыдущим подрядчиком работ (на 20 млн. руб.), а также определить оставшийся объем работ, которые необходимо сделать.

Август 2006 г. Подрядчик приступает к ремонтным работам в здании ДК, которые продолжаются непрерывно до сентября 2008 г.

С 2006 г. до июля 2008 г. работы по ремонту ДК курировала заместитель главы администрации по культуре Н.Ю. Медведева.

Лето 2008: деньги есть, но ремонт больше не продолжается

28 мая 2008 г. И.о. главы города Электрогорска становится Н.А. Скороход.

В июне 2008 г. Н.А. Скороход снимает с Н.Ю. Медведевой полномочия по курированию ремонта Дома культуры и возлагает их на М.М. Костышака.

Июнь — август 2008 г. Время перед официальной избирательной кампанией. Клуб мог стать хорошим козырем для Н.А. Скорохода. Предпринимаются попытки завершить работы наскоро: объявляется, что клуб будет сдан к 1 ноября, оказывается давление на подрядчика, а затем и попытка его сменить вопреки существующим законным процедурам. М.М. Костышак: «…сейчас мы на стадии препирательства с бывшим застройщиком, но и этот вопрос в ближайшую неделю-две решим» («Электрогорские вести», №27(522) от 11.07.2008).

Август 2008 г. Вопрос «решили» — ремонтные работы в клубе прекращены и больше не возобновляются.

Как финансировались работы

Первые 20 млн. из резервного фонда губернатора были перечислены администрации Электрогорска в 2004 году и в том же году выплачены ООО «Облстройинвест» за выполненные работы.

С 2006 г. ремонт нашего ДК оплачивал инвестор-заказчик Мособлтрастинвест. Так было предусмотрено уже упоминавшимся Постановлением №77/5. Деньги Мособлтрастинвест перечислял напрямую генеральному подрядчику. На эти деньги выполнялись проектные и строительные работы.

Правительство Московской области гарантировало Электрогорску оплатить ремонт ДК из областного бюджета после предоставления документов, подтверждающих выполнение работ. По Постановлениям №77/5 от 09.02.2006 — 75 млн. руб., №345/16 от 04.05.2007 — 62 млн. руб., №507/18 от 01.07.2008 — 80 млн. руб. Итого 75 + 62 + 80 = 217 млн. руб.

Мособлтрастинвест в 2006, 2007 и 2008 годах никаких документов о выполненных работах в администрацию не представил. Поэтому через нашу администрацию не прошло ни рубля.

Роль администрации в ремонтном процессе

Возникает вопрос — что делает администрация, если она не платит деньги? Раз платит Мособлтрастинвест, значит, он и «музыку заказывает». Да, профессиональные строительные вопросы решают специалисты. Куратор от администрации занимается организационными вопросами — следит за тем, чтобы дело не останавливалось.

Если куратор заинтересован в результате, он следит, чтобы команда работала слаженно и интенсивно, регулирует отношения и гасит конфликты, во все вникает и не позволяет «застревать» проблемам, отслеживает, чтобы были учтены городские интересы, добивается, чтобы вовремя выделялись деньги. Тогда ремонт идет, как это было в 2006 — 2008 гг.

Если же куратор относится к работе равнодушно (провел совещание, написал письмо и успокоился — все равно за все отвечает заказчик), то дело останавливается (2008 — 2012 гг.).

О судебном иске на 160 млн. руб.

К 2010 г. Мособлтрастинвест стал банкротом. Появился конкурсный управляющий, одной из обязанностей которого является возвращение долгов.

В состоянии банкротства долги можно вернуть только через суд.

На выполнение работ по ремонту ДК Мособлтрастинвест заключил договоры:

– в 2006 г. с ООО «СК «Спецстрой-2» на сумму 69,5 млн. руб.,

– в 2007 г. с ООО «Реги­он-Юг» на сумму 50 млн. руб.,

– в августе 2008 г. с ООО «Мособлспортстрой» на сумму 40 млн. руб.

Все деньги были этим организациям перечислены — всего 159,5 млн. руб.

Поскольку 159,5 млн. руб. были истрачены Мособлтрастинвестом в интересах Электрогорска, то иск о возврате этих средств был предъявлен Электрогорской администрации. Электрогорская администрация никаких возражений против иска не выдвинула. Иск был удовлетворен, Арбитражный суд Московской области Решением от 20.01.2012 обязал администрацию г.о. Электрогорск выплатить Мособлтрастинвесту 159,5 млн. руб.

Долг в 160 млн. можно было снизить до 120!

О том, что администрация не стала возражать против иска, стоит поговорить.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу, если ответчик не возражает против иска, то истец не обязан доказывать обоснованность своих требований. Если бы администрация возражала, то Мособлтрастинвест должен был бы доказывать, что все 159,5 млн. руб. были потрачены на ремонт. И доказать этого не смог бы, поскольку на ремонт было потрачено на 40 млн. руб. меньше, то есть 119,5 млн. руб.

До того, как предъявить иск Электрогорску, Мособлтрастинвест попытался через суд вернуть 50 млн. руб. от ООО «Регион-Юг» и 40 млн. руб. от ООО «Мособлспортстрой».

«Регион-Юг» суд выиграл (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011). Было установлено, что он действительно выполнял работы по ремонту ДК, причем все работы выполнены в полном объеме и с должным качеством.

«Мособлспортстрой» суд проиграл (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010), поскольку никаких ремонтных работ в нашем ДК не производил. Суд обязал его вернуть Мострастинвесту 40 млн. руб. полностью.

Таким образом, наша администрация вполне могла уменьшить размер своей задолженности до 119,5 млн. руб. Но она этого не сделала. Почему?

Заметим, договор с ООО «Мособлспортстрой» был заключен 26 августа 2008 года, то есть уже при Н.А. Скороходе и М.М. Костышаке.

Что было сделано на 119,5 млн. руб.

На эти деньги были выполнены следующие работы (перечисляю только крупные): укреплены металлом фундамент, стены (стена, от которой отвалился спортзал, полностью переложена), колонны, оконные и дверные проемы, заменены между­этажные балки перекрытия, переделана кровля, сделаны внутренние стены и перегородки, укреплены балкон и сцена, установлена часть оборудования по механике сцены, вставлены окна и двери (кроме центральной). Кроме того, выполнены проектные работы, в том числе дизайн-проект, учитывающий исторический облик клуба, проект механики сцены, проект звукокинотехнологии.

Перспективы

Перспективы зависят от расторопности, работоспособности и заинтересованности городского руководства. При наличии этих качеств можно получить отремонтированный клуб года через два.

Нынешняя администрация, не снизив долг по клубу до 119,5 млн. руб., усложняет работу новой власти, которая придет осенью после выборов.

Как уже упоминалось, гарантии Правительства МО составляют 217 млн. руб. Для продолжения работ легче просить (а области давать) ту сумму, которая остается от гарантированной после погашения долга. Простая арифметика: в настоящий момент это 217–160=57 млн. руб., а могло бы быть 217–120= 97 млн. руб.

Уже сделан большой объем самых трудных работ, но оставшиеся работы не менее важны, это — отделка, внутренние инженерные сети, оснащение светозвукокинотехникой. Естественно, на 97 млн. руб. можно сделать более красивую отделку и более качественное современное техническое оснащение, чем на 57 млн. руб.

Есть и еще очень важная проблема, о которой наша администрация ни разу за 4 года не вспомнила. Это внешние инженерные сети (водоснабжение, канализация, тепло- и электроснабжение). Цитата из заключения госэкспертизы по проекту реконструкции ДК: «Экспертиза указывает, что ввод в строй Дома культуры невозможен без реконструкции наружных сетей ВК, ТС».

Эти работы не финансируются из гарантированных сумм. На них деньги надо искать другим способом.

Глеб Борисов

Автор благодарит Городскую общественную организацию по сохранению и развитию исторического наследия города Электрогорска «Город» за предоставленные документы.