ВЫБОРЫ в Электрогорске и современные ПИАР-технологии

Как только в городе начинаются выборы, достаточно большая масса людей начинает срочно любить Электрогорск. Это — наши кандидаты. Их у нас сейчас 85 — 10 кандидатов на должность главы города и 75 кандидатов в депутаты от 6 партий.

 

Газеты, листовки, плакаты проникнуты любовью к городу, решимостью или обещаниями все изменить к лучшему и критикой конкурентов.

И это естественно. Выборы — это конкурс, победителей определяют избиратели. Конкурсанты должны убедить это строгое жюри в том, что они лучше, сильнее, способнее, деятельнее, организованнее, чем другие.

Вопрос в том, какими методами пользуются кандидаты, и как нам отличить ложь от правды.

 

Паровоз…

Об этом методе в выборах по партийным спискам мы подробно писали в прошлом номере. Напомним кратко.

На первые места в списке ставятся кандидаты, чьи фамилии хорошо известны, за кого люди обычно голосуют. А далее могут идти никому не известные персонажи или те, которых хочется скрыть от обсуждения широкой общественностью. Такие списки обычно длинны.

После выборов первые кандидаты отказываются от депутатских мандатов и в Совет депутатов приходят люди, о которых избирателю ничего не было известно.

В агитационных листовках таких партий, как правило, не рассказывается обо всех кандидатах. Чаще делается акцент на партию вообще в расчете на тот электорат, который голосует обычно за эту партию. Таким образом избиратель сбивается с толку, идет голосовать «за идею», а выбирает в конечном счете людей, которые могут быть весьма далеки от тех партийных идеалов, за которые он голосовал.

 

Подставные кандидаты

На выборах главы города часто используется метод подставных кандидатов.

Допустим, некоторый человек решил баллотироваться на должность мэра. Назовем его основным кандидатом. Он договаривается с другим человеком о том, чтобы тот тоже выставил свою кандидатуру в качестве помощи основному кандидату.

Назовем этого второго человека подставным канди­датом.

Основной кандидат в своих листовках и выступлениях выстраивает свой образ «белым и пушистым». Он не ругает конкурентов, иногда даже хвалит, он мягок, всех любит, он ласков, проявляет заботу о ребятишках и мамочках, мечтает о цветочках и лавочках, всем все обещает или не обещает, но обязательно разберется и учтет все пожелания.

Если же нужно резко раскритиковать конкурентов или облить их грязью, то это можно сделать в листовках подставного кандидата.

Подставной кандидат также подает иски в суды на конкурентов основного кандидата.

 

Юридические войны

Есть такой способ ведения борьбы — юридические войны.

Что нужно кандидатам, чтобы выиграть выборы? Кроме хорошей рекламы, важно суметь обезвредить противника. Вот здесь и начинаются юридические войны — то, что происходит за кулисами, вне поля зрения избирателей: кандидаты пишут друг на друга жалобы, подают в суды иски, пишут письма в правоохранительные органы.

Поводом для «драки» может послужить что угодно: незарегистрированная вовремя в ТИКе листовка, неправильно выбранная типография, ошибки при оформлении документов. А уж содержание агитационных материалов — кладезь для юриста!

Задача номер один — снять сильного соперника с предвыборной гонки. Если это не удается, то вступает в силу задача номер два — подорвать силы противника.

На юридические разборки кандидаты тратят много сил, времени и ресурсов, что мешает им активно проводить свою агиткампанию. А ведь нам, избирателям, важно узнать о кандидатах как можно больше — мы приходим к ним на встречи, читаем агитационную литературу, рассматриваем фотографии, обсуждаем претендентов со своими знакомыми. Кому захочется выбирать «кота в мешке»? И чем больше кандидат заявляет о себе, тем чаще о нем говорят, тем больше у него шансов завоевать наше доверие, тем выше становится его рейтинг и тем вероятней его победа на выборах.

Таким образом, кандидаты со слабой агитацией шансы на победу теряют — это и есть основная цель юридической войны.

 

Распространение мифа о поддержке «сверху»

Кандидату важно повысить свою значимость в глазах избирателей. И если не хватает собственных заслуг, то можно многозначительно намекнуть на поддержку сильных мира сего. В нашем случае — это губернатор и правительство области.

Кому человек больше поверит — тому, кто обещает опираться на собственные силы, или тому, за кем якобы стоит областная власть (денег дадут только под него)?

Постоянные упоминания в листовках или речах имени губернатора, оброненные вскользь слова о встречах в правительстве, об обсуждении того или иного вопроса с министрами постепенно делают свое дело.

Ни один министр не будет встречаться с человеком, который пока «никто»! И тем более что-то ему обещать!

Однако у людей, плохо себе представляющих, как на самом деле выстраиваются взаимоотношения во власти, начинает создаваться впечатление, что только этот кандидат будет поддержан, только под него «дадут деньги», что «все решено» и хотя этот кандидат и не нравится, «но ведь больше не за кого»!

Прием верный, испытанный не единожды и не только в Электрогорске. Мы на эту удочку уже попадались. Неужели клюнем еще раз?

 

Антон Карасев