Школа №14: крушение надежд

 Год назад открыло свои двери новое здание школы № 14. Наконец-то свершилось событие, которого все так долго ждали. В этом году многие родители с надеждой дать своим детям самое лучшее записали их в первый класс 14-й школы.

К удивлению руководства школы, и, видимо, всего комитета образования целиком, первых классов в 14-й школе набралось целых три!

Но проучились они ровно неделю: с 1 по 5 сентября. 5 сентября родителям сообщили, что один из классов будет расформирован. На этот момент общее число первоклассников в школе № 14 составляло 68 человек. Как не дели 68 на 2 — а пробовали так: 31 и 37, 34 и 34, 33 и 35 — это все равно МНОГО!!!

Такая же участь постигла и третьи классы. Своих, благополучно проучившихся 2 года, было два, а третьим пришел класс из прогимназии. Опять не сошлось у руководства с численностью, и из трех классов сделали два.

После возмущенных жалоб родителей в нашу редакцию мы обратились к норма­тивно-правовой базе.

 

Итак: В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», а также САНПИН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 19993), наполняемость классов не должна превышать 25 человек. То есть классы меньшей численностью вполне могут быть, а вот большая наполняемость классов уже противоречит санитарным нормам. Также мы узнали, что малокомплектными признаются классы наполняемостью до 10 чел. А минимальная наполняемость учебных классов, которая когда­либо рассматривалась как учетная единица в законодательстве об образовании, составляла 4 человека. При меньшей наполняемости рекомендуется проводить объединение классов или переводить учеников в другие школы.

То, что излишняя переполненность классов негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей, формировании личности, а также на уровне образования, предоставляемого школой — не подлежит никакому сомнению. Так же как и то, что заполненная чуть более чем на 50% школа (а 14­я школа до сих пор не заполнена полностью) имеет все возможности для выполнения соответствующего приказа Министерства образования РФ, а также САНПИНа.

Невозможно найти весомую причину, по которой были уничтожены через неделю обучения набранные классы в школе. Объяснение, данное родителям администрацией школы на памятном собрании 5 сентября — «не ожидали такого количества учеников» — лично мне кажутся смехотворными. Так как всегда есть учет (то есть он должен быть) будущих первоклассников, и о закрытии прогимназии стало известно не вчера.

Председатель комитета образования Т.В. Панкова сообщила мне, что: «Данное решение связано с производственной необходимостью. На сегодняшний день нет учащихся, чтобы сформировать 3 полных класса по 25 человек».

Глава города И.П. Красавин сказал, что он в курсе данной проблемы, но комментировать ее отказался, отправив меня за комментариями к своему заместителю по социальным вопросам О.О. Матвеенко. Ольга Олеговна согласилась ответить на мои вопросы только при личной встрече, так как считает, что мы искажаем полученную информацию.

С такой вот заботой «о наших ребятишках и их мамочках» мы столкнулись.

Позвонив в Министерство образования Московской области, я услышала предложение написать письмо директору школы, дождаться в 30­дневный срок ответа, затем написать в комитет образования города и, дождавшись ответа в такой же срок, затем написать главе города, и только потом обращаться к ним.

Получается, что НИКОМУ из тех, кто первым должен отслеживать исполнение законодательства об образовании, нет дела до нарушения прав детей на образование!!! Если обращаться с письменными заявлениями к чиновникам разного уровня, пройдет учебный год! Какие впечатления останутся у детей от этого года? Какие знания они вынесут из школы за этот год? Как это скажется на еще не окрепшей детской психике?

И вообще, для чего и для кого создаются всевозможные приказы и нормы? И для чего построено великолепное просторное школьное здание, если детей вновь «утрамбовывают» в классы выше допустимого?

Безусловно, мы поговорим об этой проблеме с Ольгой Олеговной при личной встрече. Мы пообщаемся с родителями. Мы отправим эту статью в различные инстанции.

Но кто объяснит нам, почему в нашем родном городе Электрогорске к нашим детям относятся с таким равнодушием те люди, в должностные обязанности которых входит заботиться о них? А также те, для кого они были «одним из пунктов предвыборной программы»? Почему родители, поверив заверениям о новой прекрасной школе, остались со своей бедой в одиночку?

Светлана Овинникова

Врезка:

САНПИН 2.4.2.2821-10 жестко определяет, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Поэтому превышение наполняемости в 25 человек в любом классе общеобразовательной школы является грубым нарушением санитарных норм. За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в соответствии со ст. 6.7 КоАП РФ должностные лица (в том числе директор общеобразовательного учреждения) могут быть привлечены к административному штрафу в размере от 3 000 до 7 000 руб., а юридическое лицо (общеобразовательное учреждение) — к административному штрафу в размере от 30 000 до 70 000 руб.

Кроме того, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предоставляет органам Роспотребнадзора достаточно широкий спектр полномочий, в том числе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

В частности, возможно вынесение предпи­саний органами Роспотребнадзора о пре­кращении деятельности общеобразовательного учреждения вследствие нарушения санитарных норм до их устранения.

Кроме того, возможны и представления прокуратуры по поводу нарушения законодательства об образовании и нарушения прав детей на образование. При этом действия органа управления образованием могут быть расценены как подстрекательство к нарушению законодательства, влекущее нарушение прав граждан на образование (переполненность классов и нарушение санитарных норма) и, следовательно, злоупотребление полномочиями должностными лицами органа управления образованием. В связи с этим возможно даже возбуждение уголовных дел по отношению к руководителям органов управления образованием, издающим нормативные акты, предписывающие открывать классы только при наполняемости класса 25 и более учащихся, по ст. 285 УК РФ.

Информация с сайта http://soveturista77.ru/