НАШ СТАРЫЙ ДОБРЫЙ НОВЫЙ КЛУБ

Многолетняя история капитального ремонта Дома культуры не оставила равнодушным, пожалуй, ни одного человека в Электрогорске. Сколько скрестилось шпаг во время многочисленных выборов мэров — каждый претендент поднимал как знамя тему ремонта клуба! Сколько высоких должностных лиц старалось между делом вылить ведерко грязи на других должностных лиц — они-де все делали не так, а я вот какой молодец! Сколько надежд привести ребенка на ёлку в красивое здание своего городского ДК ждало своего осуществления!
И вот, наконец, свершилось! Дом культуры вновь работает в культурных условиях. Здание бывшего клуба имени Ленина к своему 80-летнему юбилею получило хороший подарок — вторую молодость.
 
Начало «большого пути»
Началом «большого пути» здания ДК можно по праву считать приезд губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова в наш город 16 февраля 2004 года. Собрание актива города проходило в клубе. Много было высказано просьб губернатору с нашей стороны, губернатором в ответ был дан ряд обещаний заняться некоторыми из поднятых проблем.
Газета «Госьбужье» (№ 2 (023) от 26.02.2004) написала тогда: «А теперь давайте закроем глаза и перенесемся в сказочный город Электрогорск, в котором будет отремонтирован клуб им. Ленина, построена новая школа, отремонтирован детский садик на ул. Советской, построены 5 детских площадок, приведена в порядок ул. Горького».
Сегодня, наконец, мы живем в том Электрогорске, который 11 лет назад казался сказочным. И никогда не будет лишним сказать: «СПАСИБО» — тем, кто работал для того, чтобы сказку сделать былью.
В истории ремонта клуба выделяются четыре имени, с которыми связаны существенные этапы этой истории. Это: Чалых Валентин Петрович (2002–2005 гг.), Медведева Наталья Юрьевна (2005–2008 гг.), Скороход Николай Алексеевич (2008–2012 гг.), Красавин Игорь Петрович (2012–2014 гг.)
А дело было так…
(Рассказывает Медведева Н.Ю.)
 
Старт
Первым человеком, который начал говорить о том, что клуб нуждается в ремонте, была Елена Георгиевна Николаева. Это было в 2000 году, она тогда работала директором клуба, а городом руководил Ячменев Геннадий Сергеевич. Елена Георгиевна сообщала начальству, что в одной из стен — трещина, что на сцене есть подгнившие доски, в которых застревают женские каблучки, а в спортивном зале (к левому торцу клуба был пристроен небольшой спортивный зал) иногда слышны непонятные потрескивания.
В одну из ночей 2000 года спортзал… рухнул.
В 2002 году главой города был избран Валентин Петрович Чалых. И Елена Георгиевна стала донимать проблемами клуба уже нового мэра.
В 2003 году В.П. Чалых вместе с Е.Г. Николаевой, которая к этому времени стала начальником отдела по культуре, нанесли визит министру культуры Московской области Ратниковой Галине Константиновне, с которой обсудили также и необходимость ремонта здания единственного в Электрогорске Дома культуры. Заручиться поддержкой Галины Константиновны было важно: губернатор прислушивался к ее мнению.
И вот, наконец, памятное собрание в клубе 16 февраля 2004 года. Я на нем присутствовала и хорошо помню, как Б.В. Громов реагировал на просьбы, которых было огромное количество. Надо сказать, что тогда пиар не был в такой моде, как сейчас, поэтому губернатор пустых обещаний не давал — обещал только то, что считал возможным исполнить.
Что касается клуба, то Б.В. Громов и сам увидел, что ремонт необходим — со сцены хорошо просматривался обшарпанный зрительный зал. Поэтому ремонт нам был обещан без лишних вопросов. И сразу же в город пришли 20 млн. руб., выделенные из губернаторского фонда. На эти деньги сделали проект и начали строительные работы.
Тогда, в далеком 2004­м, ремонт представлялся, в основном, косметическим. Однако уже первая экспертиза выявила серьезные проблемы, стало понятно, что нужна реконструкция.
 
Один из тридцати пяти
Я пришла в администрацию в мае 2005 года. К этому времени выделенные губернатором 20 млн. руб. закончились, а на продолжение ремонта денег не было. Администрация, конечно, искала деньги. Письма­запросы писали регулярно. Отказов не получали, но воз с места не двигался. Клуб стоял без крыши, положение становилось отчаянным.
Я была человеком новым, с «незамыленным глазом», энергии много, готова была мир перевернуть. «Переворачивать» начала с министерства культуры. Очень хорошее было министерство, работящее и толковое. Я привозила к нам людей, показывала клуб, рассказывала историю клуба и города. В одном из разговоров всплыл тот факт, что наш клуб построен по проекту известных архитекторов брать­ев Весниных. Проекта у нас, правда, не было, но мне предложили все написать, а проверку этого факта возьмет на себя министерство.
Летом я написала обширное обоснование по клубу — чем важен для нас клуб, его историю, предположение, что проект принадлежит братьям Весниным, приложила много старых фотографий и отправила в министерство. Честно говоря, не ожидала положительного результата — мало ли подобных клубов в Московской области!
И была приятно удивлена, что проверку провели быстро, уже осенью 2005 года клубу был присвоен статус памятника истории и культуры, а в феврале 2006 года здание Дома культуры г. Электрогорска включили в программу капитального ремонта 35­ти наиболее важных объектов культуры Московской области.
 
Ложка дегтя в бочке меда
После принятия программы дело пошло быстро.
Постановлением губернатора была определена схема финансирования объектов, которая исключала волокиту: через Московскую областную трастовую компанию. Трастовая компания напрямую финансировала подрядчиков, проектантов и технических заказчиков из своих средств, а потом возвращала себе затраченные деньги из бюджета.
Но была в этой замечательной бочке меда и ложка дегтя: работы по нашему клубу выполнялись по статье «реконструкция», а деньги на программу выделялись по статье «капитальный ремонт». Финансировать реконструкцию из фонда капитального ремонта по бюджетным правилам категорически нельзя (и серьезно наказуемо). Как преодолеть это препятствие, ни заместитель главы города по строительству, ни главный архитектор не знали и потому наотрез отказались брать на себя какую­либо ответственность. Поэтому, когда я предложила взять решение всех проблем на себя, все с этим легко согласились, предоставили мне право принимать решения и подписывать документы, и в процесс больше не вмешивались.
Передо мной помимо организационных вопросов встала важная задача: найти законный способ «примирить» капитальный ремонт с реконструкцией. Сама я не строитель и чиновничьего опыта еще не было, советчиков на местном уровне тоже не было. Зато «доброжелателей» — любителей писать доносы — хватало. За три года кто только не приезжал ко мне с проверкой, включая следователей.
 
Кто ищет, тот всегда найдет
Поддержку и помощь мне оказывали и специалисты трастовой компании, и специалисты Министерства культуры. Постепенно сложилась замечательная команда, с которой мы справились со всеми сложностями.
Нам повезло и с подрядчиком: ГУП Трест «Мосотделстрой» № 1 (руководитель — Сорокин Юрий Павлович) работы выполнял качественно, наши пожелания учитывал.
За два года в клубе были проведены самые трудоемкие работы по ремонту и усилению конструкций. Здание все время подбрасывало сюрпризы: то начала шататься стена, от которой отвалился спортзал (пришлось полностью переложить), то наряду с великолепными металлическими балками в межэтажном перекрытии появлялись изрядно прогнившие деревянные балки. Оконные и дверные проемы оказывались кривыми, косыми, разными, да еще и кирпичи из них вываливались. Надо сказать, что здание в очень многих местах просто рассыпалось. Поэтому пришлось серьезно заняться укреплением — и стены, и оконные проемы, и фундамент были укреплены металлом. Колонны в вестибюле полностью одеты в металлический корсет.
В 1934 году клуб строился так называемым «хозспособом»: силами рабочих ГРЭС №3 и на те средства, которые были. Поэтому и такое разнообразие в качестве. Фундамент пришлось проверять весь. Частями он был весьма плох. Поэтому, видимо, и спортзал обрушился. И виной тому не только «хозспособ», но и грунтовые воды. Парк всегда сильно подтапливался. Воду отводили, но фундамент все же частично размывался.
Проектом занималось архитектурно­планировочное управление по городу Электрогорску (руководитель — Сурина Татьяна Робертовна). Было очень важно, что проектант электрогорский — можно было обсуждать принимаемые ­решения сразу же, хоть каждый день.
Особенно хочется отметить молодых ребят из ЗАО «Промтрансстрой­СМТ» (руководитель — Оверко Андрей). Они занимались разработкой дизайн­проекта. Той красотой, которую вы сейчас видите в клубе, мы обязаны в первую очередь им. Очень терпеливо они сносили наши бесконечные придирки и «хотелки», привозили все новые и новые варианты дизайна, меняли цветовые решения.
К 2008 году в клубе осталось сделать внутренние инженерные сети и отделку. Сорокин Юрий Павлович уже составлял смету на отделку, работники клуба выбирали люстры и мебель, Елена Георгиевна Николаева мечтала о рояле, который нам к открытию подарит губернатор. Ремонт должен был завершиться в 2009 году.
 
Коней на переправе не меняют
В мае 2008 года на должность и.о. главы города Электрогорска пришел Николай Алексеевич Скороход. Он был хорошо подготовлен — имел список проблем, решения которых ждали жители Электрогорска. Поэтому сразу были развернуты работы по бульвару, скверу, благоустройству. Был в этом списке, конечно же, и клуб.
С первого же визита в клуб Николай Алексеевич понял, что работы осталось немного, ремонт можно быстро завершить и хорошо на этом «пропиариться». Чувства вполне понятные, ничего в них плохого нет, если дело делается. Но Н.А. Скороход допустил одну большую ошибку — он решил поменять строителей. А коней, как известно, на переправе не меняют.
Цели своей Н.А. Скороход не достиг, а вот налаженную и хорошо работающую систему сломал. Ремонтные работы были остановлены. А потом в стране начал набирать обороты кризис, обанкротилась трастовая компания, и остановился не только наш клуб, но и вся программа ремонта наиболее важных для области объектов культуры.
 
Возвращение к работам
Года через два Министерство культуры вновь начало по осколочкам собирать программу, все объекты детально пересматривались, оставлялись самые важные. Я уже не работала в администрации, но по инерции специалисты министерства по многим вопросам обращались ко мне. Наш клуб в программе остался.
Состоялся визит представителей министерства в Электрогорск. Работу надо было возобновлять. В первую очередь надо было заняться проектом. Прошло время, многое поменялось, проект требовал корректировки. Но прежде всего его надо было найти. Я отметила выше, что налаженная система была разрушена, и в первую очередь, в отношении кадров. Не работала уже в городе Татьяна Робертовна Сурина, другими делами занимался Сорокин Юрий Павлович, специалисты трастовой компании разбрелись по другим организациям, о ребятах­дизайнерах вообще никто не вспоминал.
И вот в этот момент в людях сыграли их лучшие качества. Обиды и неприязни, которые вполне могли иметь место после того, что произошло, были отодвинуты на задний план ради дела. Николай Алексеевич Скороход нашел неплохих проектантов (он же, кстати, привел в город строителей, которые построили школу и заканчивали ремонт клуба) и нашел деньги на проект, те, у кого на руках остались какие­либо проектные материалы, передали их в администрацию. У меня сохранились материалы по дизайн­проекту. Я их тоже передала в администрацию.
Михаил Михайлович Костышак, когда увидел дизайн внутренних помещений ДК, произнес: «Зачем деревенскому клубу такая красота?» И все же именно этот дизайн был включен в новый проект.
При Н.А. Скороходе был откорректирован проект и отправлен на госэкспертизу.
 
Финиш
Для Игоря Петровича Красавина завершить ремонт клуба тоже было делом номер 1, его предвыборным обещанием. Ему повезло больше, чем его предшественнику: кризис закончился, область щедро финансировала свои программы, проявлял активность новый молодой губернатор, впереди был год культуры.
Но и при этих замечательных условиях были препятствия, которые надо было преодолевать. Как ни странно, это статус ДК — памятник истории и культуры. Из­за этого статуса проект долго не мог получить заключение госэкспертизы.
Я очень хорошо понимаю эти трудности. Слишком много требований предъявляется к памятникам. Когда ко мне в 2006 году пришел знакомиться первый строитель, и я с радостью сообщила ему, что наш ДК — памятник истории и культуры, то он испугался и сбежал. Я поняла, что статусом ДК надо пользоваться аккуратно. Я этому научилась — мне статус помогал. Специалисты по памятникам нас контролировали, и этого было достаточно.
Как удалось решить вопрос с госэкспертизой Игорю Петровичу Красавину, пусть это будет их с Федором Евгеньевичем Балицким маленьким секретом.
Следующий важный вопрос — сумеют ли строители воспроизвести ту красоту, которая была заложена в дизайн­проекте. При выполнении отделки всегда борются между собой два желания — желание сделать добротно и желание сэкономить. И здесь очень важна позиция заказчика, в нашем случае — Игоря Петровича Красавина.
Я очень внимательно осмотрела в клубе все. Конечно, есть места, к которым я бы могла придраться, где победило желание сэкономить. Но на картину в целом они влияют незначительно. Получилось красиво. Моя оценка тому, что сделано — высокая. В самых главных местах — вестибюль, выставочный зал, зрительный зал — победило желание сделать добротно. Правильно сделали сцену и хореографический зал — меня волновал пол, который должен делаться из палубного бруса, именно так и сделали.
Мне очень понравилось, что не поскупились на люстры — везде красивые люстры из чешского стекла. И моя личная благодарность Игорю Петровичу Красавину за красиво выполненное фигурное металлическое ограждение лестниц и полукруглого балкона. Совершенно очевидно, что это дорогая работа и выполнялась она за внебюджетные деньги.
 
Памятник истории и культуры
Архитекторы братья Веснины — Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950) и Александр Александрович (1883–1959) — считаются яркими представителями конструктивизма в советской архитектуре.
Произведения Весниных характеризовались так называемым функциональным подходом: планировка и оборудование зданий отличались рациональностью и соответствовали социальной функции сооружения.
Наш ДК небольшой, помещений там немного, но они действительно функциональны и удобны. Есть место и просторным залам, и небольшим, но уютным комнатам для занятий кружков. Удобны помещения за сценой — гримерные и костюмерная.
Во время ремонта обнаружились временные перегородки, явно выполненные самодеятельным способом для увеличения количества комнат. Сейчас простор, функциональность и элегантность основных помещений восстановлены.
Так что, думаю, специалисты Министерства культуры, ведущие надзор за памятниками, не должны быть сильно рассерженными. Единственное, на мой взгляд, к чему они могли бы придраться, это внешний вид ДК — слишком современная отделка и квадратные колонны вместо круглых несколько упрощают общий вид и явно не соответствуют истории.
 
Зачем нужен нам наш клуб
В середине прошлого века в течение многих лет клуб имени Ленина был центром действительно высокой культуры. Несколько поколений электрогорцев выросли при клубе, в нем они оставили частицы своей души. Поэтому важно, что здание восстановлено, а не снесено и не заменено другим.
Однако в новом здании новая жизнь сама собой не возникает. Историю, как известно, делают люди. Сейчас в ДК работает замечательный коллектив, его директор Ольга Владимировна Бычкова сумела сохранить людей и продолжать работу, несмотря на отсутствие нормальных условий, в течение 11 лет! Это дает повод надеяться на то, что в новом красивом здании будет развиваться и новая красивая жизнь.
А удивленному М.М. Костышаку, который не знает, «зачем деревенскому клубу такая красота», я бы ответила: «Затем, чтобы душа наша радовалась и становилась чище».