Театр начинается с вешалки

На днях разговаривала с женщиной, приехавшей в город Электрогорск на постоянное место жительства год назад. Свое впечатление от города она выразила словами «мертвый город». Чуть раньше другая недавняя жительница Электрогорска энергично охарактеризовала город более привычными нашему уху словами: «болото в прямом и переносном смысле».
Я задумалась — почему наш любимый Электрогорск производит такое неблагоприятное впечатление на своих новых жителей? Мы радуемся, что у нас появилась красивая школа № 14, замечательный Дом культуры, ФОК, детские площадки. Раньше не было, а теперь есть. А город все равно производит впечатление «мертвого». В чем же причина? Бывает, приедешь в новое для себя место, вроде ничего особенного, а пообщаешься с людьми — и на душе становится хорошо. Или бывает наоборот...
Значит, дело не в зданиях, а в общей атмосфере, которая складывается, порой, не знаешь из чего. Может быть, из таких вот историй, которая произошла недавно в той сфере жизни города, которую принято называть культурной?
 
В школе № 14 молодая пара танцоров занималась с детьми бальными танцами. Сразу оговорюсь, что квалификацию преподавателей и качество обучения обсуждать не буду — это я оценить не могу. Я хочу остановиться на организации процесса.
Думаю, всем известна крылатая фраза, которую приписывают К.С. Станиславскому: «Театр начинается с вешалки».
Переведем это предложение на нашу прозаическую историю: приобщение к творчеству, искусству, начинается с правильной организации этого приобщения.
Занятия в школе были платными. В месяц выходило 1600 руб. с ребенка. Деньги платили непосредственно в руки руководителям кружка. Это первый прокол, который рано или поздно должен был обернуться претензиями на тему «на что идут деньги».
Школа — учреждение образовательное. Работа с детьми строго регламентируется законом об образовании. Если ребенок переступил порог школы, за его жизнь, здоровье, обучение, отвечает директор. И за то, что с детьми должны заниматься люди, имеющие на это право, тоже. Когда все хорошо, мы про это не вспоминаем. А если вдруг что­то происходит неординарное (например, несчастный случай), то соответствующие органы начинают так «трясти» всех, что никому не пожелаешь это пережить.
Если в школу допускаются посторонние люди для работы с детьми, то взаимодействие школы с ними, их обязанности и ответственность должны быть оформлены договором. Поэтому вполне естественно, что на одном из заседаний Совета депутатов депутатом С.В. Пономаревым был поднят вопрос о том, на каком основании в школе ведутся занятия бальными танцами, есть ли договор, и что от этого получает школа (поскольку занятия коммерческие).
Депутат получил официальный ответ, подписанный главой города И.П. Красавиным, о том, что МОУ СОШ № 14 предоставляет хореографический зал спортивно­танцевальному клубу «DANCEHALL» на безвозмездной основе для проведения бесплатных занятий с учащимися 1–6 классов МОУ СОШ №14.
Письмо подготовлено начальником Управления развитием отраслей социальной сферы Т.В. Панковой.
Договора депутат так и не увидел. Выяснить, что за избирательная такая безвозмездность — одним детям бесплатно, другим платно — тоже не смог. А заместитель главы администрации О.О. Матвеенко занятия бальными танцами приостановила до оформления документов, в том числе и договора аренды.
На время приостановки занятий руководителям кружка предложили хореографический зал Дома культуры — замечательный зал, и детям удобно. Но руководители отказались и предложили детей возить в Электросталь, где они работают.
Все эти события сопровождались различными эмоциями. Кто рассердился — ходили дети на танцы и ладно, лучше ведь, чем на улице болтаться. Кто­то стал сомневаться в руководителях — а правильно ли они ведут занятия, и не халтура ли это, устроенная лишь для того, чтобы «срубить денег». Часть детей перешла заниматься в Дом культуры, там, как оказалось, тоже есть бальные танцы. И денег меньше берут — 1200 руб., и оплата не в руки, и квитанцию выдают, и детей в группе меньше — не 20, как в школе, а всего 10, соответственно и внимания больше.
В общем, сколько людей, столько мнений и эмоций. И эмоции эти очень далеки от творческих.
Возможно, кто­то водил своих детей на занятия с целью «чтобы на улице не болтался». Но все же, думаю, большинство надеялось на эстетическое развитие своих детей, приобщение к прекрасному. А для этого все должно быть прекрасно, начиная с «вешалки».
Маленький человек развивается на примерах. Он не анализирует, он чувствует душой. И, опираясь на эти чувства, он будет в дальнейшем организовывать свою жизнь и жизнь окружающих его людей. И относиться к людям будет так же, как относились к нему.
Один мой знакомый говорил: «Подумаешь, культура — два прихлопа, три притопа, я тоже так могу». А, между прочим, он по роду деятельности имел некоторое отношение к организации культурных мероприятий.
Он по­другому не чувствовал, он так сформировался. Поэтому искренне считал, что те, кто считают его город «болотом», просто вред­ничают.
Видимо, родители не были требовательны к его воспитателям. Так же, как и наши родители не требовательны к тренерам­танцорам.

Виктория Алексеева