Норматив на Жадность

 Норматив на Жадность

Дважды два = двенадцать?!
 
Тема нормативов по отоплению для нашего города остается актуальной. В редакцию обратились граждане с просьбой помочь написать письмо о нашей ситуации Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Мы такое письмо написали и раздали всем, кто проявил желание собирать подписи. Результат нас приятно удивил: очень много было сборщиков, за короткий срок собрали 1134 подписи.
К письму мы приложили документы: претензии и жалобы жителей в ООО «Элинком» и ЗАО «СХРУ», Госжилинспекцию, Павлово­Посадскую городскую прокуратуру, Прокуратуру Московской области, полученные ответы, постановления главы города, решение суда. На каждую группу приложений составлены пояснительные записки. Общий объем письма с приложениями — 96 страниц.
Письмо сдано в приемную Президента 2 декабря. Копия письма сдана также в приемную Правительства Российской Федерации.
Из приемной Президента получены два ответа, датированные 2 декабря, о том, что наше обращение рассмотрено и направлено «в Министерство строительства и жилищно­коммунального хозяйства Российской Федерации в целях объективного и всестороннего рассмотрения», а также в Прокуратуру Московской области «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности» с просьбой проинформировать нас о результатах рассмотрения.
 
Приезд министра
11 декабря в город приезжал министр ЖКХ Московской области Евгений Акимович Хромушин с сотрудниками, провел встречу с жителями в здании городской администрации. Репортаж об этой встрече был показан по Электрогорскому телевидению, информация опубликована в газете «Электрогорские вести» от 17.12.2015 № 49(902) (далее — ЭВ).
Лейтмотив выступлений чиновников — если перейти на новые нормативы, то рост платежей резко вырастет, «для домов, построенных до 1999 года, рост платежей на отопление произойдет в полтора, два, а то и в три раза» (ЭВ). Поэтому позиция министерства, по словам министра, — «сохранение действующих тарифов» (ЭВ).
Заметим, что министр перепутал тарифы с нормативами, что непростительно компетентному лицу в контексте данной встречи. Далее, напрашивается вопрос — с чего вдруг именно сейчас министр озаботился нашим материальным благополучием? Позаботиться о нас можно было раньше: нормальные нормативы были утверждены еще в 2013 году, они должны были начать действовать с 1 января 2015 года. Однако министр Е.А. Хромушин своим распоряжением № 162­РВ от 09.12.2014 их отменил. Так что про заботу говорить не будем. Тогда в чем причина столь упорного нежелания вводить законные нормативы?
 
Комментарий ­Медведевой Натальи Юрьевны
Я внимательно ознакомилась с материалом — просмотрела телевизионный репортаж, прочитала статью ЭВ, прослушала диктофонные записи встречи в администрации и собрания, которое накануне проводил Денис Олегович Семенов с жителями двухэтажных домов улицы Советской.
Если охарактеризовать поведение чиновников и их помощников адекватными словами, то будет слишком грубо. Поэтому выражусь дипломатично: население города Электрогорска вводили в заблуждение.
Давайте разберемся.
 
Сравнение
Начнем с нормативов, которые презентовали нам служащие министерства (см. таблицу).
 
По Правилам № 306
норматив на отопление (1/7)
до 1999 года постройки
после 1999 года постройки
1 (этажн.)
0,0686
2 (этажн.)
0,0192
2 –»–
0,0662
3 –»–
0,0147
3–4 –»–
0,0383
4–5 –»–
0,0134
5–9 –»–
0,0342
9 –»–
0,0164
10 –»–
0,0355
10 –»–
0,017
 
Вопрос первый – являются ли эти нормативы результатом расчета по установленной формуле? Отвечаю – нет. На встрече с жителями специалиста министерства попросили предоставить расчет. Расчет, как оказалось, забыли взять, но пообещали прислать. Но не прислали. Поэтому будем пользоваться той информацией, которую представили на встрече и затем опубликовали в газете.
Из этой информации следует, что представленные в таблице числа получены  умножением рассчитанных по формуле нормативов на повышающий коэффициент 1,5. О повышающих коэффициентах поговорим в следующем разделе статьи, а пока займемся сравнением этих нормативов с нормативом 0,023. Несмотря на то, что суд признал его недействующим с 1 июля, нам его продолжают навязывать с упорством, достойным лучшего применения.
Обратите внимание на дробь 1/7. Она означает, что нормативы посчитаны на 7 месяцев отопительного периода (в неотопительный период оплата — 0). Норматив 0,023 в Электрогорске применяется в течение 12 месяцев (1/12).
Министерские гости сравнивают нормативы, рассчитанные на 7 месяцев, с нормативом, работающим 12 месяцев. Это математически неграмотно. Я оцениваю это так: если это делается неумышленно, то на лицо некомпетентность, если это делается умышленно, то это обман.
В школе нас всех учили, что для того, чтобы сравнить дроби, их надо сначала привести к общему знаменателю. Сравнивать можно нормативы, приведенные к одинаковому периоду времени.
В переводе на 7 месяцев наш норматив получается (0,023 х 12) : 7 = 0,0394. Теперь изучаем таблицу. Легко видеть, что для всех домов выше 2 этажей нормативы, приведенные в таблице, получаются меньше — наш норматив 0,0394 настолько велик, что даже повышающий коэффициент 1,5 его не преодолевает. Так что опасения министра, что «почти весь город пострадает» слишком преувеличены.
 
О повышающих коэф­фициентах и двухэтажных домах
Мы уже писали об этих коэффициентах в нашей газете год назад — в ноябре 2014 года в статье «Внимание! Установите счетчики!». Сейчас эти коэффициенты введены в Правила установления нормативов. Цитирую: «При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, ­составляющего:
с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г.       —        1,1;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.      —        1,2;
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г.       —        1,4;
с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г.      —        1,5;
с 2017 года    —        1,6».
Обратите внимание на то, что повышающие коэффициенты применяются только к домам, где есть техническая возможность установки общедомовых счетчиков. В наших одно­ и двухэтажных домах такой возможности нет, об этом неоднократно говорили ответственные лица на страницах «Электрогорских вестей». Значит, и коэффициент к ним не должен применяться.
Без повышающего коэффициента норматив для двухэтажного дома получается 0,0662 : 1,5 = 0,0441. Если сравнить с нашим 0,0394, то превышение составит 12 %.
 
Придется вникать
Мне кажется, пришло время перестать верить на слово и самим вникать и разбираться в устанавливаемых для нас правилах. И, конечно, защищать себя. Иначе за «лапшу на наших ушах» придется платить все больше и больше.
Если чиновники из министерства утвердят для двухэтажек норматив 0,0662, то жителям надо оспаривать его в суде, потому что он будет принят с нарушением закона.
Суды — это очень тяжелое испытание. И зачастую они принимают решения, которые мы считаем несправедливыми. Но они – часть системы, в которой мы живем. Без них все равно до законности не дойти. И надо настраиваться на долгий и длинный путь.
А проходить этот путь придется, потому что, вводя повышающие коэффициенты на нормативы, Правительство Российской Федерации сталкивает нас лбами с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. Именно на них законом возложена обязанность устанавливать в домах общедомовые приборы учета.
Правительство считает, что повышающие коэффициенты будут экономически стимулировать нас к установке общедомовых счетчиков. Логика блестящая – стимулировать нас, чтобы работали другие! «ТСК Мосэнерго» и «Элинком» обязаны нам установить общедомовые приборы учета. Но они их почему­то не ставят, хотя громко обещали со страниц «Электрогорских вестей» это сделать к началу 2015 года. За то, что они не ставят счетчики, Министерство ЖКХ будет увеличивать нормативы нам! Мы будем платить больше. А деньги пойдут тем, кто не выполняет своих обязанностей — «ТСК Мосэнерго» и «Элинком». Так зачем им устанавливать счетчики? Круг замкнулся.
В законе есть замечательные слова: «Исполнитель коммунальных услуг обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Сомневаюсь, что эти слова воплотятся в дело. Исполнители — это ООО «Элинком» и ЗАО «СХРУ». Они и раньше были обязаны направлять излишне полученные средства на повышение энергоэффективности. И за те деньги, которые ими были уже получены в последние годы от разницы между нормативом 0,023 и рассчитанными по закону нормативами, давно можно было увешать нас счетчиками с ног до головы.
 
Немного о счетчиках
Установку общедомовых счетчиков обязаны оплачивать собственники. Оплата происходит равными долями в течение 5 лет. Дорого ли это? Интернет дает нам следующие цены: стоимость узла учета тепловой энергии вместе с проектно­монтажными работами на 2­х трубную систему составляет от 219 000 (Ростов на Дону) до 490 000 (Казань). Берем самую большую стоимость — 490 000, делим на 5 лет, на 12 месяцев и на 80 квартир (средний 5­этажный дом), получаем 102 рубля в месяц.
 
О чем забота
В начале статьи уже было показано, что борьба за сохранение норматива 0,023 — это забота не о нас. Если бы норматив у нас был, как, например, в Электростали — 0,015, тогда поверить в заботу можно было бы, применение расчетных нормативов с повышающим коэффициентом стало бы для многих домов ощутимо.
Тогда зачем нужен этот спектакль, который нам устроили? Да еще с подготовкой — Денис Олегович Семенов, собрав накануне жителей двухэтажек, запугивал их большим ростом платежей, подготавливая к встрече с министром.
Министр — человек государственный. Он в первую очередь должен думать об исполнении Закона. Ему известно, что действующий в городе норматив отменен судом. И, тем не менее, он игнорирует решение суда, поощряя тем самым и управляющие компании нарушать закон. Исправить положение нетрудно и вполне в его силах — утвердить нам правильно рассчитанные нормативы, пусть даже с повышающими коэффициентами. Если он считает, что последствия введения таких нормативов слишком тяжелы для населения, то ему надо работать с Правительством Российской Федерации, предлагать вносить изменения в Правила. Но министр предпочел запугивать нас «Последствиями перехода на региональные нормативы по отоплению в г.о. Электрогорск» — под таким названием проходила встреча с жителями.
Я думаю, что ларчик открывается просто. В сентябре 2016 года у нас выборы в Госдуму. Чиновники, видимо, всерьез боятся социального возмущения, которое может возникнуть из­за этих несправедливых повышающих коэффициентов и бездействия ресурсоснабжающих организаций. И в других городах ответственные организации упорно не ставят счетчики, а в домах, где счетчики установлены, управляющие компании продолжают брать деньги по нормативам. В сфере ЖКХ социальная напряженность уже давно присутствует, и чиновники пытаются ее сдерживать хотя бы до выборов.
А уж после, я думаю, социальная напряженность никого пугать не будет, и нам со спокойной совестью утвердят нормативы с еще большим повышающим коэффициентом — 1,6.