Стратегия губернатора

  (МНЕНИЕ)

Недавняя рокировка глав муниципальных образований, произведенная губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым, задевшая и наш город, произвела сильное впечатление на жителей Электрогорска. Даже те, кто утверждал, что им «по фигу», кто правит городом, все равно активно обсуждали этот вопрос в социальных сетях Интернета, убеждая своих собеседников, насколько им «по фигу». Палитра других чувств была разнообразна: от глубокой печали (как же так, мы Игоря Петровича выбирали, он так много сделал, как без него, он нам обещал…) до радости (и хорошо, что ушел, и команду свою забрал, все равно ничего не делали).
 
Были чувства и другого рода, не относящиеся к персонам мэров — некоторые граждане почувствовали себя оскорбленными как избиратели.
На смену буре разноцветных чувств пришло равнодушие — так бывает, когда с твоим мнением не счи­таются.
Прошедшие в сентябре выборы показали низкую явку — люди перестали верить, что от них что­то зависит. Но на местное самоуправление еще была какая­то надежда. Теперь пропала и она.
Думаю, стоит попытаться разобраться, что же это такое было и как к этому относиться.
 
Местное самоуправление
Конституцией Российской Федерации гражданам гарантируется местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти.
Местное самоуправление организуется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон был принят 6 октября 2003 года под номером 131­ФЗ.
131­й закон устанавливает, что осуществляет народ свою власть на местах через представительный орган местного самоуправления (Совет депутатов) и главу города. То есть предполагается, что Совет депутатов и глава города, будучи нами избранными, работают, не покладая рук, в наших интересах.
Конституция РФ утверждает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Каким способом можно избрать главу города
До 15 июля 2016 года 131­м законом (статья 36) устанавливалось, что глава города может избираться на муниципальных выборах или же Советом депутатов из своего состава.
С 15 июля 2016 года начал действовать расширенный вариант статьи 36: глава города может также избираться Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Причем, если раньше спо­соб выборов главы города устанавливался самим городом, то теперь изменить порядок избрания главы города можно законом Московской области. То есть, новый порядок область может городу навязать, что и произошло в настоящее время.
 
О нарушении конституционных прав населения
Некоторые депутаты Государственной Думы посчитали привнесенное в 131­й закон новшество о порядке избрания главы муниципального образования через конкурсную комиссию нарушающим Конституцию РФ и подали заявление в Конституционный Суд РФ об оспаривании этого положения. Конституционный Суд решил, что оспариваемое положение не нарушает конституционных прав населения.
Однако не все судьи согласились с этим решением. Свое особое мнение, с которым я полностью согласна, составил и приложил к решению судья Конституционного Суда А.Н. Кокотов.
Судья считает, что поскольку глава избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, то главой может стать кандидат, не проходивший горнило выборов и не получивший мандат доверия непосредственно избирателей. Половина членов конкурсной комиссии назначается губернатором — таким образом, область получает действенное средство влияния на подбор глав муниципальных ­образований.
Судья отмечает, что практика применения новой редакции статьи 36 показывает, что субъекты РФ зачастую вводят единственный и безальтернативный способ избрания главы муниципального образования, причем во многих случаях это именно избрание главы по конкурсу. И хотя данная модель избрания глав сама по себе не противоречит Конституции РФ, но практика ее применения существенно ограничивает конституционное право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, противореча ряду статей Конституции РФ.
 
Быстрая реакция
Думаю, что новое изменение в 131­м законе является следствием еще недавно активно продвигавшемуся и явно не соответствующему Конституции РФ варианту прямого назначения глав муниципальных образований губернаторами.
Прямо назначать главу нельзя, поэтому думали, думали — и придумали ­конкурс.
Неудивительно, что губернатор Московской области А.Ю. Воробьев на изменение в законе среагировал молниеносно: издал областной закон о выборе глав по конкурсу и тут же устроил масштабное передвижение — осчастливил 12 муниципалитетов новыми главами. Кого­то передвинул с одного места на другое, кого­то назначил вновь. «Задача на каждом из направлений усилить глав», — сказал А.Ю. Воробьев в ходе заседания правительства Московской области 25 октября 2016 года.

Cipro online pharmacy

И наш город не остался без этого усиления: Игорь Петрович Красавин теперь усиленно обаяет «мамочек и ребятишек» Ногинского района, а Денис Олегович Семенов, видимо, устав предоставлять нам жилищно­коммунальные услуги, будет усиливать управление Электрогорском.
 
Другие планы
Есть и другие планы у нашего губернатора. Андрей Юрьевич планирует провести большую работу по созданию городских округов, превращая районы в городские округа.
Многие общественные деятели считают такую деятельность направленной на ликвидацию местного самоуправления.
В защиту конституционных прав граждан на местное самоуправление и против давления на депутатский корпус встали депутаты Серпуховского, Ленинского, Истринского и ряда других районов.
20 ноября 2016 года в Мос­кве, в Сокольниках, прошел митинг «В защиту местного самоуправления». Организаторы митинга — депутаты Серпуховского района. В ­митинге участвовали депутаты местных советов и главы поселений многих районов Подмосковья. В итоге было принято обращение к Президенту.
В обращении отмечается, что, по мнению участников митинга, «политика губернатора Московской области Андрея Воробьева, направленная на тотальное преобразование муниципальных районов в городские округа, ведет к уничтожению местного самоуправления, не отражает исторически сложившихся особенностей сельских территорий, носит ярко выраженный коррупциогенный характер, подрывает основы конституционного строя в Российской Федерации». Депутаты также требовали отставки губернатора Московской области А.Ю. Воробьева.
27 ноября планировалось провести такой же митинг в Красногорске, однако власти митинг не разрешили.
Дмитрий Трунин, председатель Народной палаты Московской области, сообщает, что такие митинги будут проводиться в Московской области с определенной периодичностью до тех пор, пока права граждан на местное самоуправление не будут должным образом защищены.
 
Что будет с Электрогорском?
Наши горожане интересуются, не объединят ли нас с Павловским Посадом?
Не знаю. Как, извините, «карта ляжет». Чувствуется мне, что очень немногие (если не сказать — единицы) из наших депутатов осмелились бы защищать свое местное самоуправление.
Поэтому наша задача, дорогие граждане­избиратели, — сделать так, чтобы таких депутатов стало больше. А для этого стоит всерьез подумать о выборе следующих депутатов, которые могли бы защищать не свои, а наши интересы. Не стоит опускать руки ни при каких условиях.
Светлана Овинникова