МНЕНИЕ

 
Уважаемая редакция!
Хочу предложить тему для обсуждения, которая мне кажется важной.
Я услышал недавно, что в нашем городе собираются построить мечеть. Потом сказали, что это не мечеть, а мусульманский культурный центр.
В газете «Электрогорские вести» мне попалась статья о том, что в клубе 14 декабря 2016 года состоялся «круглый стол», посвященный теме строительства мусульманского культурного центра. Я понял, что вокруг этого строительства возник конфликт.
***
Я родился и вырос в Электрогорске. Мне 64 года. Жили мы в нашем городе всегда дружно и никогда не задумывались о том, кто какой национальности.
В нашем городе всегда был настоящий, всех объединяющий Культурный Центр (с большой буквы). Это — клуб имени Ленина. Культурная жизнь города на протяжении многих лет здесь рождалась и развивалась. Наша общая, единая культурная жизнь, для людей разных национальностей.
Сейчас клуб имени Ленина получил вторую жизнь. Теперь клуб называется Домом культуры. Он прекрасно сделан, в нем есть всё необходимое для общения и встреч. Почему бы не продолжить лучшие электрогорские традиции и организовывать в клубе вечера, посвященные различным национальным культурам, дружбе народов? Разве для разных национальностей нужны разные культурные центры? Разве мусульманские дети по­другому рисуют маму и солнышко?
Обратите внимание — появилась идея отдельного культурного центра, и сразу же возник конфликт. Значит, что­то в этой идее есть неправильное, может быть, прежде­временное. Я считаю, что любые новые традиции должны входить в нашу жизнь эволюционно, постепенно, должны рождаться течением жизни, а не вдруг возникшими амбициями и личными желаниями отдельных людей.
В маленьком городе особенно важно жить дружно. Дружно — значит безопасно.
Вокруг строительства культурного центра возникли прямо противоположные мнения. Разве можно продолжать строительство на фоне такого противоборства?
Значит, надо разговаривать друг с другом, обсуждать проблему. Это я и предлагаю сделать на страницах газеты «Город».
Я попробовал поискать в интернете информацию о том, чем объясняют инициаторы строительства появление своей идеи. Наиболее полную статью о строительстве я нашел в электронной газете «Новые известия» (http://www.newizv.ru/society/2016­12­14/250163­zhiteli­elektrogorska­vystupili­protiv­stroitelstva­musulmanskogo­centra.html). Статья называется «Жители Электрогорска выступили против мусульманского центра». Автор — Олег Горюнов.
В этой статье приведены слова имама Дамира Булатова: «Татары жили в Электрогорске с момента основания города, а на улице Советской было татарское кладбище. И это вполне естественно, что сегодня мусульманская инфраструктура начинает развиваться. Для того чтобы было место, где можно собраться, провести какие­то мероприятия».
Я понял, что имам Дамир Булатов пытается привязать идею строительства центра к электрогорским традициям.
На мой взгляд, это неудачная привязка. Татары живут везде, и в Электрогорске, конечно же, они тоже есть. Когда­то, в середине прошлого века, в конце улицы Горького (там, где сейчас улица Ухтомского), были два или три небольших домика, где скученно жили несколько татарских семей. Никакой отдельной инфраструктуры из этого не развилось. Наоборот, с годами все сдружились в единую электрогорскую семью, и потребностей в отдельной инфраструктуре у электрогорских татар я не замечаю.
Имам Дамир Булатов, видимо, еще не успел изучить историю Электрогорска. Кладбища татарского на улице Советской не было никогда и не могло быть, так как там были непролазные болота.
Татарское кладбище было и есть сейчас на нашем элекрогорском кладбище — очень маленькая территория с правого края. Кладбище в целом запущенное, много старых неухоженных могилок, каменная арка — вход, не обновлялась, видимо, с момента постройки, разрушается постепенно временем и природой. Я убежден, что если бы татары в течение истории городской развивались как некая религиозная община, то в первую очередь это бы было видно по кладбищу — за ним бы бережно ухаживали, не только каждый за могилками своих родственников, а в целом.
Да и как могла у нас в советские времена развиваться религиозная община?
Город Электрогорск начали строить в 1912 году. Город создавался очень светским человеком — Робертом Эдуардовичем Классоном. Поэтому и город изначально строился, как светский — город промышленной, рабочей, инженерной культуры, город творческий. А после революции 1917 года никаких импульсов для развития религиозной деятельности уже и не могло возникнуть: как в советское время относились к религии, мы все знаем.
Ну а собраться и организовать мероприятие все желающие могут в нашем Доме культуры.
Если я не прав, разубедите меня.
С уважением ко всем,
 кто со мной согласен и не согласен,

Алексей Гасилин