Мусульманский культурный центр

 Приглашаем к разговору

Мусульманский культурный центр
Осенью 2016 года в пристройке к дому № 43 улицы Советской начались активные строительные работы. Среди жителей микрорайона распространились слухи, что строится мечеть. Затем строящийся объект был назван мусульманским культурным центром.
Официальных разъяснений от официальных лиц, что именно строится и зачем, не было. Информацию черпали из слухов и интернета.
Противоречивость сведений и нарушение положений Градостроительного кодекса об обязательности публичных слушаний явились причиной подачи жителями заявления в прокуратуру о нарушении законодательства при строительстве объекта. Строительство объекта было остановлено.
 
14 декабря 2016 года Общественная палата города провела в Доме культуры «круглый стол» по вопросам, связанным со строительством центра.
Активно поддерживали строительство центра бывший мэр города И.П. Красавин, председатель Совета депутатов В.М. Косарев и представители мусульманского духовенства города Орехово­Зуево, в том числе муфтий Рушан­хазрат Аббясов и имам Дамир­хазрат Булатов.
Претензии горожан к инициаторам строительства сформулировала представитель инициативной группы О.А. Дорофеева. Звучали также краткие выступления и реплики из зала, из которых следовало, что жители считают грубо нарушенным свое право решать, быть какому­либо сооружению или не быть на территории их проживания.
Горожане пытались также выяснить, для кого строится объект, сколько мусульман числится в созданной в городе «Общине мусульман». Ответа на этот вопрос дано не было, из присутствовавших в зале горожан также никто не заявил о своем членстве в общине.
Выводы из трехчасового обсуждения проблемы, а также возможные пути ее решения были кратко сформулированы в одном из последних выступлений из зала. Цитируем:
– «Мы сегодня обсуждаем тот факт, что в результате некоторых действий, которые я оцениваю, как легкомысленные, непродуманные, неграмотные и некомпетентные, инициаторов проекта и, главное — местной власти, в городе создан очаг напряженности»;
–  «Наша задача — не дать развиться конфликту. Для этого предлагаю:
1. остановить строительство;
2. создать рабочую группу, в которую могли бы войти все заинтересованные лица без каких­либо ограничений, для выяснения всех обстоятельств дела;
3. обеспечить максималь­ную открытость для общественности всего, что происходило, происходит и будет происходить с этим объектом».
***
Редакция присоединяется к предложениям по урегулированию конфликта и в целях выполнения третьего пункта предложений готова предоставить полосы своей газеты для обмена мнениями по всем вопросам, имеющим отношение к инициативе строительства центра.
***
Для начала мы предложили высказаться представителям инициаторов строительства и инициативной группы горожан.
Нас интересует история вопроса, как и у кого возникла идея строительства в Электрогорске мусульманского культурного центра, а также для кого и для каких целей этот центр строится. Нас интересует также суть претензий жителей к инициаторам строительства.
Об этом рассказывают председатель Местной религиозной организации «Община мусульман» г. Электрогорск Павлово­Посадского района Московской области имам­мухтасиб Соборной мечети г. Орехово­Зуево Дамир­хазрат Булатов и контактное лицо инициативной группы Ольга Анатольевна Дорофеева.
Редакция подчеркивает, что точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
***********************************
Дамир Булатов
О себе
Родился в Москве. Окончил Московский высший духовный исламский колледж. В 2000 году муфтий Равиль Гайнутдин направил меня работать имамом в Орехово­Зуевскую Соборную мечеть.
Мусульманская община в Орехово­Зуево развивается. Рядом с мечетью в 2011 году открыт Татарский Исламский культурный центр, в котором проводятся общегородские мероприятия патриотического и молодежного характера: чествования ветеранов, презентации фильмов, молодежные форумы и игры, круглые столы и научные конференции.
В результате деятельности мусульманской общины в Орехово­Зуево сформировалась заметная прослойка молодежи, далекая от принципов безнравственности, ксенофобии и экстремизма.
 
Мусульмане в Электрогорске
В 2011 году была создана местная религиозная организация «Община мусульман» города Электрогорска. Инициаторами создания были мусульмане, которые проживают в Электрогорске. Исторически мусульманская (татарская) община была здесь с самого основания города. С середины ХХ века функционирует мусульманское кладбище, в районе «Скворцы» в жилых домах проводились коллективные молитвы. До 80–90 годов религиозную жизнь мусульман Электрогорска возглавляли местные старейшины, выходцы из Нижегородчины, Самиулла и Адият. Позже их сменили муллы из Орехово и Павловского Посада. Усилиями местного активиста Ибрагима Усмановича Меняшева была возведена каменная арка при входе на мусульманское кладбище. Татары приезжали в Электрогорск в 30­50­е годы в основном из близлежащих регионов — Нижегородской, Пензенской областей, есть также выходцы из Башкирии, Татарии и Мордовии. Численность татар в городе в настоящее время составляет около 200 человек, однако помимо татар в городе проживает еще более 20 национальностей, традиционно исповедующих ислам. Их численность заметно увеличилась в последние 20 лет и сегодня, согласно данным статистики 2013 года, среди мусульман Электрогорска преобладают узбеки (344 чел.) и азербайджанцы (214 чел.).
 
(Справка ред. — официальные данные по национальному составу населения представлены в результатах последней переписи населения, которая проводилась в 2010 году. В данных по городу Электрогорску названы 10 национальностей, это: русские — 19863 человека, узбеки — 344, азербайджанцы — 214, татары — 185, украинцы, молдаване, армяне, белорусы, таджики и мордва).
 
В 2012 году общиной мусульман был приобретен участок земли около клуба имени Ленина под строительство мечети. Однако администрация города предложила нам не строить там мечеть, а выделить другое место под мечеть. Процесс выделения земли затянулся.
В 2014 году на улице Некрасова в доме № 34 мы арендовали помещение. Там прошел первый в Электрогорске Ураза­байрам. Это было официальное массовое мероприятие, которое было согласовано на уровне главы города. Затем там же прошел Курбан­байрам, на котором также присутствовало порядка 120 человек. Помимо религиозной деятельности, община активно проводит благотворительные мероприятия. Мусульманская община Электрогорска является одной из первых мусульманских общин РФ, участвовавшая в сборе помощи для беженцев Украины.
 
Все работы согласованы
Мною было написано письмо на имя главы городского округа Электрогорск Красавина Игоря Петровича, в котором было сказано, что в 2013 году на встрече с муфтиями России Президент нашей страны Владимир Владмирович Путин сказал о том, что для пропаганды традиционных исламских культурных ценностей, которые присущи мусульманам России, необходимо открывать мусульманские культурно­просветительские центры. Я упомянул в письме, что община города Электрогорска с воодушевлением восприняла слова, сказанные главой государства, и мы хотим построить такой культурный центр на участке, приобретенном ранее под постройку мечети. Администрация города не рекомендовала нам строить культурный центр на этом участке и одобрила покупку общиной нежилого помещения на ул. Советской. В дальнейшем по эскизу, предложенному общиной, был сделан проект в «Архитектурно­планировочной мастерской» Павловского Посада. Готовый проект перепланировки фасада, ремонтно­строительные работы и проект внутренней перепланировки были одобрены архитектурным отделом администрации города Электрогорска.
 
Культурный центр — не мечеть
Мечеть и молельный дом — это религиозное сооружение, туда люди ходят молиться.
В культурном же центре будет выставочный зал, где планируется размещать различные тематические выставочные экспозиции, работы по каллиграфии и предметы быта, также планируется размещение кухни для тех, кто хочет провести, например, поминки. В дальнейшем планируется проведение общегородских мероприятий.
Что касается молитв, то азана и других обрядов, которые можно увидеть с улицы и, тем более, услышать, там проводиться не будет. В 2015 году в этом здании прошло два больших праздника: Ураза­байрам и Курбан­байрам. Что интересно, большинство жителей близлежащих домов даже не узнали о том, что в этом помещении прошло два мусульманских праздника. Считаю, что, помимо небольшого количества мусульман в городе это связано с недоработкой общины и Администрации города в плане освещения этих праздников в СМИ, в местном телевидении. Так как большого скопления людей на мероприятиях электрогорских мусульман не бывает, стоит вопрос о целесообразности размещения дополнительной парковки для автомобилей возле культурного центра.
 
О деятельности инициативной группы против открытия МКЦ
Мы знаем о деятельности инициативной группы, которая собрала 745 подписей против мечети на ул. Калинина еще в 2013 году и приложила их к письму в прокуратуру в декабре 2016 года, в котором она требует проверить законность публичных слушаний при регистрации мусульманской религиозной организации города, законность нахождения молельного помещения на Некрасова­34 и «масштабной реконструкции» на Советской­43. Замечу, что при регистрации религиозной общины в Минюсте требуется лишь 10 учредителей общины, которые должны проживать в данном городе. Закона, говорящего, что для открытия культового помещения якобы необходимо наличие 40% представителей данной конфессии от общего населения, не существует. Молельное помещение на Некрасова­34 арендуется общиной. Молитвы в этом помещении проводятся на основе Устава религиозной организации, выданного Минюстом, в котором говорится о том, что община имеет право проводить религиозные мероприятия в помещениях, принадлежащих или арендуемых религиозной организацией. Что касается реконструкции нежилого помещения, то община ведет не реконструкцию, а капитальный ремонт нежилого помещения, что было подтверждено проверкой Главгосстройнадзора в январе этого года. Также инициативная группа утверждает, что назначение нежилого помещения на Советской­43 — «узел связи». Для того чтобы узнать назначение нежилого помещения, достаточно посмотреть выписку из ЕГРП. В ней не указано, что у нас «узел связи», и назначение является просто «нежилым». Это подтверждает и кадастровый паспорт нежилого помещения, и договор купли­продажи на аукционе. Что касается сведений технического паспорта на основе 2008 года, то они являются устаревшими, и в 2008 году там на самом деле было здание почты.
 
О круглом столе
Мне позвонила председатель общественной палаты Бобинова Ольга Валентиновна. Она сказала, что «мы не против культурного центра, но надо объяснить, что там будет, для этого необходимо созвать «круглый стол».
По результатам «круглого стола» было принято решение о создании рабочей группы. Я слышал, что вроде бы такая группа создана, но, ни кто туда входит, ни чем они занимаются в данный момент, я не знаю.
 
*****************************
Ольга Дорофеева
Предыстория
В 2011 году в Электрогорске регистрируется местная мусульманская община.
В 2012 году становится известно о намерении общины построить мечеть. Но законодательство ограничивает такое действие — без публичных слушаний кардинальное изменение архитектурного и социально­культурного облика города не разрешается. Горожане законно возразили против нарушения статьи 28 Градостроительного кодекса РФ, инициировав сбор подписей. Строительство мечети было отменено.
Как выяснилось — на короткое время. С подачи бывшего мэра Электрогорска Красавина И.П., на словах поддержавшего жителей города, у мусульманской общины появилось здание бывшего отделения почты на ул. Советская, 43. Жители увидели в окнах здания плакат, призывавший жертвовать на мечеть. Тогда мы в первый раз усомнились в законопослушности и искренности намерений руководителей мусульманской общины и некоторых чиновников нашей администрации: выходит, что мнением 745 жителей города, подписавших обращение в администрацию города и в Совет депутатов о нарушении их прав, пренебрегли.
 
Инициативная группа
При первом сборе подписей естественным образом сформировалась инициативная группа жителей.
Зачастую защитники идеи центра пытаются представить деятельность инициативной группы в невыгодном свете или упрекнуть в плохом знании законов. Это обескураживает.
Конституция устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ.
Закон о местном самоуправ­лении устанавливает различные формы участия общественности в управлении своей жизнью. И не зря в законодательстве предусмотрены публичные слушания по вопросам, затрагивающим права людей.
Общественность — это много людей, а инициативная группа — это представители этих людей, через инициативные группы общественность выражает свое мнение по тем или иным вопросам. Инициативная группа — это не юристы, не специалисты по особым вопросам, это просто активные люди, взявшие на себя труд оформить и донести до нужных инстанций мнение гораздо большей группы людей.
Неуважение к инициативной группе означает неуважение ко всем тем людям, мнение которых эта группа выражает. В нашем случае — это 745 человек, поставивших подписи под письмом И.П. Красавину и Совету депутатов в 2013 году, это 746 человек, подписавших письмо, направленное в прокуратуру в октябре 2016 года, это 1866 человек, подписавших письмо, отправленное Президенту РФ.
 
О подписях
Имам Дамир­хазрат Булатов в своих статьях в интернете часто подчеркивает, что подписи под письмом в прокуратуру 2016 года собраны еще в 2013 году. Это не так.
В октябре 2016 года подписи собирались вновь в связи с тем, что в пристройке к дому Советская­43 начались активные строительные работы.
Люди требовали возвратить стройку в рамки правового поля. Так получилось, что число подписей почти совпало. В прокуратуру были отправлены оба списка подписей — 2013 года и 2016 года.
(Прим. ред. — в редакцию были предоставлены скан­копии обоих списков подписей. Подтверждаем — это разные списки.)
 
Основные претензии
Основные претензии жителей города к организаторам строительства (включая чиновников) можно сформулировать простыми словами так: «Нас обманули» и «С нами не согласовали». И, как следствие: «Нас не уважают».
О строительстве объекта люди узнали только тогда, когда начались строительные работы. На бытовом уровне объект называли мечетью.
На сайте «Электрогорских вестей» 11 августа 2016 года была опубликована заметка под названием «Мусульманская община обращается за помощью», в которой сообщено, что в здании по адресу Советская, 43 будут размещаться молельный зал, классы и помещение для омовения. На сайте http://halalguide.me/elektrogorsk/mechet/musulmanskiy­kulturnyy­centerпод названием «Мусульманский культурный центр» изображено внутреннее помещение, справа стоит адрес, а ниже две строчки: «Открыт во время намаза» и «Мечеть».
(Прим. ред. — достоверность сведений проверена 16.02.2017).
А с официальных трибун говорят, что это вовсе не мечеть, а культурный центр. Бывший мэр Электрогорска И.П. Красавин со сцены Дома культуры, выступая на «круглом столе» 14 декабря 2016 года, уверял присутствующих, что это вовсе не мечеть, а просто офис: людям надо где­то собраться, чаю попить.
 
В своем праве
Требуя согласования строительства, жители находятся в своем праве решать, быть или не быть новой стройке на территории, где они проживают.
 
О культуре добрососедства
Электрогорск строился как рабочий поселок, в который сезонно на заработки «прилетали скворцы»: здесь традиционно жили бок о бок, не акцентируясь на различиях, разные народы и национальности. И так продолжалось почти сто лет.
В Электрогорске накоплен большой опыт добрососедства: межнациональное общение не растаскивалось по разным центрам, а объединялось в общем Доме Культуры — клубе имени Ленина.
И этот опыт, по моему мнению, надо сохранять и продолжать накапливать.
Культура добрососедства требует уважения друг к другу и к сложившимся в течение многих лет традициям.
На «круглом столе» 14 декабря 2016 года мы безрезультатно пытались добиться ответа о численности электрогорской мусульманской общины, то есть о количестве людей, исповедующих ислам. В ответ муфтий Рушан­хазрат Аббясов привел данные статистики, по которым в Электрогорске проживает приблизительно 800 человек разных национальностей, которые могут оказаться мусульманами.
«Мочь» не значит «быть». Мусульманин — это последователь ислама. А национальность — не религия. Не всякий татарин является мусульманином так же, как и не всякий русский является православным.
Другие цифры, которые называл в более ранних разговорах с нами имам Дамир Булатов, это — 10–12 человек, которые ходят регулярно в молельный дом на улице Некрасова, и 120 человек — максимальное число присутствовавших в молельном доме на одном из праздников.
О том, что под письмом, касающимся планов строительства мечети возле клуба, в 2013 году подписались 745 человек, инициаторы строительства знали. Число не маленькое и вполне сравнимо с данными статистики, которые были озвучены на «круглом столе».
Уже тогда, в 2013 году, инициаторам строительства и, в первую очередь, высокопоставленным чиновникам электрогорской администрации следовало задуматься о том, что идею строительства мусульманского центра нельзя «проталкивать» молча, ее надо обсуждать и согласовывать с жителями города.
Как требуют того законы добрососедства.
 
«Что такое — хорошо и что такое — плохо»
С 25 по 27 августа 2016 года в Грозном проходила Всемирная исламская конференция.
По итогам работы конференции приняты важные богословско­правовые документы, отражающие позицию участников по актуальным вопросам, связанным с развитием ислама в России, противодействием радикализму, сектантству, обеспечением общественной безопасности.
Одним из таких документов была фетва — документ, обладающий правом закона для мусульман страны. Фетва была направлена против распространения в России радикализма. Она называлась так: «Фетва о неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений».
(Прим. ред. — текст фетвы можно найти на сайте putyislama.ru/kerla/4226)
Однако далеко не все муфтии России подписали эту фетву.
Как я понимаю, это означает, что в мусульманской среде России нет единого мнения о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».
И у меня, естественно, возникает вопрос: кто кого и чему будет учить в мусульманском центре, который планируют построить в Электрогорске?