ЖКХ — вопросы с ответами и без

Очень много вопросов поступает к нам в редакцию по проблемам ЖКХ. Меняются правила, стоимость услуг растет, и люди хотят знать, за что платят и правильно ли им начисляют суммы к оплате. Кроме того, наши читатели продолжают интересоваться нормативами — будет ли когда-нибудь восстановлена законность в этом вопросе.

 

 

Общедомовые нужды (ОДН)

В прошлом году счета за жилищно­коммунальные услуги содержали начисления за так называемые общедомовые нужды (ОДН) — за холодную и горячую воду и электричество, которые якобы потреблялись в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Причем, размах «потребления» этих ресурсов был на удивление велик, например: Советская­45 (ноябрь) — 779,89 руб., Чкалова­1 (сентябрь) — 39,17 руб. (обе квартиры трехкомнатные). Видимо, на Советской активно мыли лестницы по нескольку раз в день и освещали подъезды гирляндами сверкающих ламп, а Чка­лова­1 держали в грязи и темноте.

В 2016 году в июньском выпуске мы разъясняли читателям, что платежи за ОДН до 1 января 2017 года являются незаконными независимо от величины суммы.

Осенью 2016 года главный редактор нашей газеты Артюхов Вадим Анатольевич собрал переданные в редакцию платежки и отправил их в Павлово­Посадскую городскую прокуратуру с заявлением о нарушении закона. В феврале был получен ответ, подписанный заместителем городского прокурора И.Н. Соловьевым. Повторять этот ответ на наших страницах бессмысленно, поскольку смысл в ответе зампрокурора найти весьма затруднительно.

В.А. Артюхову пришлось отправить жалобу прокурору Московской области на бездействие Павлово­Посадской городской прокуратуры, которым нарушены права жителей Электрогорска. В жалобе В.А. Артюхов отметил, что заместитель прокурора И.Н. Соловьев либо не в состоянии разобраться в законодательстве, либо умышленно проявляет бездействие в интересах управляющей компании ООО «Элинком». Ждем ответа.

Появление с 1 января 2017 года начислений за ОДН в составе первой строки «содержание жилого помещения» законно. Плата за ОДН начисляется по нормативам. Нормативы утверждены распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20.10.2016 № 200­РВ. Нормативы утверждены на холодную и горячую воду и электроэнергию.

Оплата ОДН по нормативам — это правильный шаг. Платежи становятся упорядоченными: такого разброса в суммах, как 779,89 и 39,17 за одинаковые квартиры уже быть не может. Суммы стали умеренными и не могут меняться до момента повышения тарифов, который наступает у нас 1 июля. К этим суммам надо относиться, как к средним значениям по году. Например, дом потребляет разное количество электричества зимой и летом. А платите вы каждый месяц одинаково — некоторую среднюю сумму.

При включении ОДН в первую строку с 1 января произошло увеличение тарифа за содержание жилого помещения, что вызвало возмущение граждан, которые знают, что повышаться тарифы имеют право всего один раз в год — 1 июля.

Из установлений закона № 176­ФЗ от 29.06.2015, которым определена дата начала оплаты ОДН, следует, что первоначальное включение этой оплаты в наши платежки 1 января 2017 года не является общим повышением тарифов — это просто добавление новых оплачиваемых услуг, которые не оплачивались (не должны были оплачиваться) раньше.

Кроме того, этот закон устанавливает, что первоначальное включение этих расходов в платежки происходит строго по нормативам, утвержденным до 01.11.2016, и не требует решения общего собрания собственников.

Рекомендуем запомнить последнюю фразу. Из нее следует, что любые дальнейшие изменения в оплате ОДН, отклоняющиеся от нормативов, могут происходить только по решению общего собрания собственников!

 

Если в квартире не установлены приборы учета

Жильцы квартир, в которых не установлены приборы учета холодной и горячей воды, обнаружили с 1 января 2017 года резкое повышение платы за квартиру.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, размер платы за холодную и горячую воду исчисляется по формуле: количество жильцов  норматив  тариф.

Если квартира не оборудована приборами учета воды, то полученная сумма умножается на повышающий коэффициент, который с 2017 года равен 1,5. То есть, если у вас в квартире прописаны 4 человека, то платите вы за шестерых.

Обратите внимание: повышающий коэффициент не применяется к водоотведению! (Посмотрите сами п. 4 Приложения 2 к Правилам и п. 42 Правил.)

Изучите свои платежки — если с вас брали в полтора раза больше и за водоотведение, то это незаконно, и надо потребовать, чтобы управляющая компания эти деньги вернула.

Повышающий коэффициент применяется и к оплате электричества, если нет счетчика, и оплата начисляется по нормативу.

Повышающий коэффициент применяется только в том случае, если есть техническая возможность установки приборов учета. Если такой возможности нет, то следует вызвать специалистов и составить акт о невозможности установки счетчиков. При наличии такого акта повышающий коэффициент не применяется.

Следует также учитывать, что повышающие коэффициенты не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру, ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту.

 

Если в доме установили коллективный (общедомовой) прибор учета тепла

Если в вашем доме установили общедомовой прибор учета тепла, то не стоит ожидать, что летом перестанут начислять плату за тепло. В Московской области сохранен порядок взимания платы за услугу по отоплению равномерно (ежемесячно) в течение всего календарного года. Это означает, что плата за тепло будет начисляться следующим образом.

Допустим, вам установили счетчики в 2016 году. В первый год (2016­й), когда установлены счетчики, плата начисляется ежемесячно по нормативу. В первом квартале следующего года (2017-го) производится перерасчет. Из общего объема тепла, начисленного в 2016 году, вычитается объем тепла, потребленный в 2016 году фактически (определенный по счетчикам), и стоимость разницы возвращается плательщику. Затем рассчитывается среднее ежемесячное потребление тепла в 2016 году — общий потребленный объем тепла делится на 12. И в 2017 году плату начисляют ежемесячно за этот средний объем тепла. В начале 2018 года сравнивают начисленный в 2017 году объем с фактически потребленным в 2017 году, и опять производится корректировка. В этот раз перерасчет может быть как с минусом, так и с плюсом (если, например, оплаченный в 2017 году объем тепла оказался меньше, чем показали счетчики).

Таким образом, каждый год вы оплачиваете объем тепла, фактически потребленный в предыдущем году.

В качестве примера рассмотрим платежки, переданные нам из дома № 2 ул. Кржи­­жановского. За отоп­ление квартиры общей площадью 42,5 кв. м в 2016 году заплатили 17914,58 руб. В феврале 2017 года сделан перерасчет в сторону уменьшения на 7827,72 руб. Таким образом, потребленное в 2016 году отопление стоило 17914,58 – 7827,72 = 10086,86 руб. Если эту сумму разделить на 12, то получим среднее значение 840,57 руб. С января 2017 года в платежках на эту квартиру за отопление проставляется 864,50 руб., то есть близко к средней сумме за 2016 год. Чтобы посчитать точнее, надо отслеживать показания счетчиков, высчитывать средний объем тепла (а не среднюю стоимость), умножать на действующий тариф.

Заметим, что потребленный объем тепла оказался меньше, чем начисленный по нормативу 0,023 («норматив на жадность») в 1,77 раза! Это приблизительно столько, сколько бы платили по законно рассчитанному нормативу.

 

Сериал «Норматив на жадность» — смешная история

Рассказывает Ирина Геннадьевна Артюхова

11 декабря 2015 года в наш город приезжал министр ЖКХ Московской области Е.А. Хромушин. Визит был вызван тем, что наш норматив на отопление был признан судом противоречащим законодательству, после чего министерство должно было утвердить нам новые нормативы, но не утвердило. Команда министра пыталась доказать, что утверждение новых нормативов нам невыгодно, поскольку они будут слишком высоки для старых домов, особенно двухэтажных. И приводили цифры — очень большие.

Я попросила предоставить расчет. Мне пообещали, но не предоставили.

Я разобралась с правилами, рассчитала норматив для своего дома и поняла, что меня, мягко говоря, ввели в заблуждение. Написала письмо министру Е.А. Хромушину с предложением признать свою ошибку и извиниться перед жителями Электрогорска за недостоверную информацию.

В положенный срок мне не ответили. Пришлось написать об этом в Правительство РФ Медведеву Дмитрию Анатольевичу. Письмо переслали в Министерство ЖКХ Московской области. После этого из министерства ответили, что на первое письмо ответ мне якобы высылали, и этот ответ прилагается к настоящему письму. Но никакого приложения в письме не было.

Я опять написала министру Е.А. Хромушину, что расчет я не получила.

На этот раз (это было в конце мая 2016 года) расчет мне все же прислали. Ошибку в этом расчете было найти несложно. Пришлось еще раз писать министру Е.А. Хромушину — я указала на ошибку, привела правильный расчет и еще раз просила признать, что его сотрудники ошиблись.

Параллельно я рассчитала нормативы для всего города и отправила их в Министерство строительства и ЖКХ РФ с просьбой разъяснить, правильно ли рассчитаны нормативы. Письмо мое переслали … в Министерство ЖКХ Московской области. Это было в октябре 2016 года.

В ноябре я получила письмо из областного министерства. На мой вопрос о том, правильно ли я рассчитала нормативы, ответа в письме не было. Было сказано, что нормативы будут утверждены до 2020 года.

Я еще раз написала министру Е.А. Хромушину, что ответа по существу своего вопроса я не получила. В апреле 2017 года ответ, наконец, пришел. Мне сообщили, что министерство анализирует данные, полученные только от управляющих, ресурсоснабжающих и других специализированных организаций. В этом списке физических лиц нет.

Наконец­то признались, что отвечать мне не хотят. Наверно, боятся продолжения переписки. Представьте, что, допустим, мой расчет подтвердили. А потом, в 2020 году, утвердят другие нормативы. И тогда им будет труднее доказывать свою правоту. Я же могу и в прокуратуру пожаловаться, и в суд подать. Лишние неприятности.

Кстати, о прокуратуре. Моя переписка с областным министерством попала и в прокуратуру Московской области. Там, видимо, потребовали у областного министерства разъяснения. А потом ответили мне любимыми словами областного министерства — что у нас, в Электрогорске, действует, дескать, постановление главы города № 87 от 2003 года, которым утвержден норматив 0,023. Поэтому все правильно.

Вообще­то прокуратуре положено разбираться с тем, на что ссылается, а не повторять автоматически министерские слова. Ну а раз не разобралась, то получила в феврале этого года от меня заявление, в котором я, во­первых, доказываю, что никаких нормативов постановление № 87 не утверждает (приложила копию официальной публикации этого постановления). А во­вторых, обращаю их внимание на то, что, если считать это постановление действующим, то в соответствии с одним из его пунктов наши платежи не должны покрывать коммунальные расходы полностью, поэтому нам всем следует вернуть 10% от квартплаты за последние 3 года, и 80% от платы за капремонт.

Каков ответ, таково и заявление.

Ответ на это заявление я не получила до сих пор. Наверное, не знают, что отвечать.

 

Сериал «Норматив на жадность» — история с философией

Рассказывают Светлана Сергеевна Овинникова и Вадим Анатольевич Артюхов

Напомним: 1 июля 2015 года норматив на отопление 0,023, действовавший в Электрогорске, был признан судом несоответствующим законодательству. Министерство ЖКХ Московской области, тем не менее, новых нормативов нам не утвердило, управляющие компании продолжают брать с нас за отопление по этому же нормативу.

Мы решили проверить реакцию судов на нашу незаконную ситуацию. Летом 2015 года Светлана Сергеевна не платила за отопление, ей был начислен долг, и мы подали заявление в суд об аннулировании этого долга.

Павлово­Посадский суд нам отказал, после чего мы прошли апелляционную и кассационную инстанции в Московском областном суде, а также надзорную в Верховном Суде. Павлово­Посадский суд написал решение, изобилующее процессуальными и другими нарушениями, а остальные суды повторили, закрыв глаза на указанные нами нарушения законов.

Из этой практики мы сделали следующий вывод: не хотят суды решать глобальные проблемы ЖКХ. Долг С.С. Овинниковой не является частной проблемой. Переплачивают за отопление в Электрогорске все, кроме старых двухэтажных и одноэтажных домов (за исключением тех домов, где установлены общедомовые счетчики тепла). И такая же ситуация существует и в других городах Подмосковья. Может быть, и не только Подмосковья. Если создать прецедент (признать, что незаконно начисленные деньги надо возвращать населению), то возможны неприятные последствия для многих управляющих компаний в разных городах и социальное возмущение. То есть существующая сегодня стабильность (хоть и незаконная) будет нарушена.

Мы это понимаем, но считаем, что судей это все равно не оправдывает. Мы думаем, что судьи понимали, что выносят неправосудные решения и нарушают закон.

Это дело мы завершили подачей жалобы в Европейский суд по правам человека, поскольку, по нашему мнению, нарушено наше право на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в международной Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». Это наш первый опыт. Интересно, примут ли жалобу.

В этой истории есть и философская сторона. А надо ли тратить энергию на заранее проигрышные суды?

Мы считаем, что надо не сдаваться, если дело правое. Надо и заявления в суды подавать, и жалобы в прокуратуры писать. Любые наши действия складываются в некоторое количество. А закон о переходе количества в качество жизнь еще не отменила.

Вспомним слова из Библии: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Да, беззаконие есть, но надо оставаться людьми, не надо позволять, чтобы в нас охладевала любовь, нельзя озлобляться, нельзя не уважать свое человеческое достоинство. Надо показывать тем, кто творит беззаконие, что мы не согласны, что мы действуем.

Жалоб и нареканий на сферу ЖКХ очень много. И государство вынуждено что­то предпринимать. Например, привели в порядок проблему платежей за общедомовые нужды. Сейчас идет активная кампания по установке в домах общедомовых приборов учета ресурсов. Управляющие компании с установкой счетчиков тянут, поскольку им это невыгодно. Значит, надо подтолкнуть. Мы знаем о нескольких претензиях, направленных в ООО «Элинком» и ООО «СХРУ», с требованием установить счетчики, и о нескольких заявлениях в прокуратуру по этому же поводу. Если нужна наша помощь, напишите нам на электронную почту газеты, и мы пришлем образцы претензий и заявлений.

Материал подготовил Глеб Борисов