Заплати по счетчику и можешь спать спокойно

 

 

Уже не первый год нам обещают, что «к началу следующего года» многоквартирные дома будут оборудованы общедомовыми приборами учета тепла. На нашей памяти такое обещание городская администрация давала еще в 2014 году. Однако, «воз и ныне там», все еще едет и никак не доедет.

Закон распределил обязанности следующим образом:

  • устанавливать общедомовые приборы учета потребления ресурсов должны ресурсоснабжающие организации, у нас это — «ТСК Мосэнерго»;
  • организовывать работу по установке общедомовых приборов учета ресурсов должны управляющие компании;
  • оплачивать установку приборов учета должны жители в рассрочку в течение пяти лет.

Возможно, эта схема и работает, но, похоже, тоже «в рассрочку в течение пяти лет». Тем, кто не хочет ждать, предлагаем ознакомиться с опытом дома № 30 улицы Кржижановского.

 

Летом 2016 года жильцы дома № 30 улицы Кржижановского решили отказаться от услуг управляющей компании «СХРУ» и выбрать себе новую компанию — «Атлант». Главной причиной, побудившей людей к этому решению, было нежелание компании «СХРУ» использовать приборы учета тепла (которые были в доме установлены) для расчета за отопление. Компания «Атлант» обещала работать по счетчикам.

Нелегкая борьба за новую управляющую компанию длилась год. Только 1 мая 2017 года компания «Атлант» смогла приступить к управлению домом. И первым вопросом к новой управляющей компании стал вопрос об использовании общедомовых приборов учета тепла.

Как оказалось, те приборы учета, которые были установлены в доме, уже устарели, и их надо было менять. Какие приборы установить — не вопрос, предложений много. Вопрос, как всегда, в том, кто будет оплачивать установку.

Платить никогда никому не хочется, поэтому решили сначала попробовать узнать, а нельзя ли эту работу внести в план фонда капитального ремонта. Деньги в фонд мы платим, почему бы не установить за эти деньги счетчики? Тем более что работы по установке приборов учета ресурсов входят в перечень работ по капитальному ремонту домов.

Узнали. Оказалось, можно. Для этого надо проделать следующие действия. Сначала надо собрать общее собрание жильцов. В повестку дня собрания должен быть внесен пункт об оплате установки приборов учета за счет фонда капитального ремонта. За такое решение должны проголосовать 2/3 жильцов дома. Далее составляется протокол этого собрания и передается управляющей компании. Управляющая компания должна передать этот протокол в городскую администрацию с заявкой на установку приборов учета. Администрация должна внести эту работу в список, который она формирует для передачи в Министерство ЖКХ Московской области. Список она передает ежегодно в июле, а в августе министр ЖКХ Московской области вносит те предложения, которые посчитает важными, в план капитального ремонта на следующий год.

Вот такая теория. Жильцы дома уже сталкивались по своим проблемам с чиновниками администрации, поэтому сильно засомневались, что эти чиновники с радостью внесут их потребности в список, а министр тоже с удовольствием внесет установку счетчиков в план на 2018 год. Как правило, в план в первую очередь вносят ремонт крыш и отмосток.

Поэтому, еще немного подумав, решили установить счетчики за свой счет, посчитав, что эти затраты быстро окупятся. Провели собрание, проголосовали, и уже в ноябре 2017 года счетчики были установлены.

По договору с теми, кто устанавливал счетчики, управляющая компания должна расплатиться за счетчики в течение полугода. А жители с управляющей компанией — за год.

А теперь давайте посчитаем. Установка счетчиков стоит около 240 тыс. руб. В доме 5283 м2 жилой площади. Это значит, что собственник квартиры будет ежемесячно в течение года платить за счетчик приблизительно 3,80 руб. с квадратного метра.

По оценке управляющей компании, которая основывается на своем опыте в доме Ухтомского­4а, следует ожидать, что за год дом Кржижановского­30 потребит тепла в 1,7 раза меньше, чем тот объем, который рассчитывается по нормативу 0,023. В 1,7 раза меньше — это все равно, как если бы вы платили в отопительный сезон (7 месяцев), исходя из норматива 0,023, а в неотопительный сезон (5 месяцев) — не платили вообще. За пять месяцев неотопительного сезона дом в 5283 м2 экономит чуть более одного миллиона рублей — это в 4 раза больше, чем стоимость установки счетчика.

Так что расчет жильцов дома был верен — ожидание установки счетчика за счет средств фонда капитального ремонта (неизвестно когда) стоило бы им гораздо дороже.

Антон Карасёв

 

От редакции. Читатели просят нас еще раз объяснить, как происходит оплата отопления, если в доме стоят общедомовые приборы учета тепла. В январе каждого года жители таких домов получают платежки с перерасчетом. Если перерасчет уменьшает оплату, то вопросов не возникает. А если увеличивает (как случилось в некоторых домах в этом году), то возникает беспокойство, что «опять обманывают».

Правила оплаты отопления в домах с общедомовыми приборами учета следующие. В текущем году вы платите за объем тепла, который рассчитывается как средний за предыдущий год. Допустим, ваш дом жилой площадью 5000 м2 потребил в 2016 году 1000 Гкал тепла. Это значит, что на 1 квадратный метр в месяц пришлось в среднем 1000 : 12 : 5000 = 0,017 Гкал. И в 2017 году вы платите (независимо от того, что показывают счетчики) ежемесячно за 0,017 Гкал с 1 м2вашей жилой площади по тарифу, существующему на данный момент.

В конце 2017 года подсчитывается общий объем тепла, который потребил ваш дом фактически. Допустим, он потребил 900 Гкал. Значит, в 2017 году дом переплатил, он заплатил за лишние 100 Гкал. А каждый житель переплатил за 100 : 5000 = 0,02 Гкал с 1 м2. Переплаченную сумму вам возвращают из расчета 0,02 х площадь квартиры х тариф. И уже в 2018 году с вас будут брать ежемесячно за 900 : 12 : 5000 = 0,015 Гкал с 1 м2.

В конце 2018 года опять подсчитают объем тепла. Допустим, он опять получился 1000 Гкал. Это будет означать, что дом в 2017 году недоплатил за 100 Гкал. И, значит, в начале года вы должны будете за этот объем заплатить. То есть, перерасчет будет с увеличением.

На наш взгляд, это не очень удобный способ оплаты, поскольку вызывает вопросы, сомнения и претензии. Но терпеливые и внимательные могут контролировать свою оплату. Для этого надо запрашивать с управляющей компании показания вашего общедомового прибора учета. Как минимум, надо знать показания за каждый год. Можно фиксировать и ежемесячные показания.

Показания общедомовых приборов учета управляющие компании обязаны показывать на своем сайте. Если же они этого не делают, то запрашивайте их письменно. Обязаны ответить.

***

И еще один вопрос, который периодически интересует наших жителей — можно ли расторгнуть договор с управляющей компанией и выбрать новую?

Теоретически все можно. Чтобы расторгнуть действующий договор, собственники должны аргументированно доказать, что компания не выполняет условий договора (плохо выполняет свою работу).

Это труднее, чем не заключить новый договор.

Срок любого договора когда­то кончается. Например, в 2018 году заканчивается договор управления ООО «Элинком» с целым рядом домов (информация есть на их сайте). Если жители не предъявляют претензий компании за месяц до окончания срока договора, то договор автоматически продлевается. Если есть желание сменить компанию, то надо провести собрание собственников, потребовать отчет о проделанной работе, дать ему оценку и снова выбрать управляющую компанию — либо эту же, либо другую.