Спасите наш малый бизнес

Спасите наш малый бизнес

(мнение)

 

Когда я услышала, что возле бульвара строят новый торговый центр, я расстроилась. Зачем нам так много сетевых магазинов?

Я не против сетевых магазинов, но хотелось бы, чтобы и местный колорит развивался. А что бывает колоритнее рынка? К продавцам привыкаешь, знаешь, у кого что лучше, вкуснее. Можно попросить привезти что-нибудь специально, под заказ. Я лично с удовольствием покупаю на рынке свежие овощи, фрукты, мясо.

Рынок наш все еще живет, хотя попытки уничтожить его давно предпринимаются. Помните историю о разрешении торговать только в крытых рынках? Сколько было неприятных эмоций! Потом как-то уладилось.

Теперь вот построили новое здание, в котором нам обещали крытый рынок. И не подумали, всякий ли мелкий предприниматель потянет обузу арендовать там место постоянно, многие приезжают к нам только сезонно. Видимо, не получилось с крытым рынком, потому что теперь ходят слухи о том, что там будет очередной сетевой магазин. Видимо, для хозяина здания это самый простой путь получения быстрых денег. А остальные продавцы рынка в лучшем случае так и будут ютиться по углам, если совсем не съедут.

Я не отрицаю сетевые магазины как таковые, наоборот, в них есть свои плюсы. И товар можно купить дешевле. Но всё хорошо, когда одно другому не мешает. А у нас всё выглядит так, будто всё нацелено на развитие только сетевых магазинов. А рынок, да и некоторые самостоятельные магазинчики остаются без внимания, могут и исчезнуть постепенно.

Я считаю, что это неправильно. Не только по отношению к малому бизнесу, но и по отношению к нам, покупателям. Если рынок и магазинчики станут исчезать, и останутся лишь одни сетевые магазины, мы будем лишены выбора. А я не хочу покупать, например, помидоры в супермаркете, а хочу купить вкусные ростовские помидоры на рынке. Или где я куплю нужного размера молнию для куртки, как не в маленьком промтоварном магазинчике?

Я считаю, что защита местного малого бизнеса — это не только экономический вопрос, но и вопрос о человечности.

Малые предприниматели могут не выдержать конкуренции с сетевыми магазинами и будут вынуждены закрыть свой бизнес. А для кого-то это основной доход семьи. И покупателям будет плохо, мы лишимся возможности покупать нормальные здоровые продукты.

Мне кажется, что городской власти стоит приложить усилия, чтобы поддержать малый бизнес, не допустить, чтобы он был задавлен мощным наездом сетевых магазинов.

С уважением Алевтина,
пенсионерка

 

От редакции.

Крупные сетевые компании рекордными темпами наращивают объемы реализации продукции и расширяют торговые площади по всей стране, вытесняя местный малый бизнес. Вопрос о том, всегда ли это — благо, поднимается все чаще. Высказывается мнение, что надо ограничить присутствие федеральных торговых сетей в регионах.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», крупные торговые сети не имеют права открывать новые магазины в регионе, где на их долю уже приходится более 25% всех проданных продовольственных товаров. Однако это не мешает открытию их конкурентов с другими названиями. То есть весь рынок может быть поделен между четырьмя разными сетями.

Федеральные торговые сети выигрывают в конкурентной борьбе, предлагая низкие цены и широкий выбор товаров. Сторонники сетевых магазинов обычно подчеркивают, что торговая сеть создает рабочие места. Кассиры, администраторы, водители, кладовщики, грузчики… И работники закрывающихся магазинчиков могут перейти работать в гипермаркет.

Защитники малого бизнеса, наоборот, считают, что разговоры о создаваемых сетями новых рабочих местах с полным социальным пакетом, мягко сказать, — лукавство. Как правило, бывшие предприниматели в небольших населенных пунктах вынуждены соглашаться на низкоквалифицированные должности грузчика или специалиста по выкладке товара.

В Торгово-промышленной палате подсчитали, что после прихода торговой сети в городах закрывается до 30 местных магазинов. Страдают и местные производители, которые поставляют мясо или овощи в местные магазины — сетевики с небольшими поставщиками обычно не работают.

Малым предприятиям для того, чтобы продавать свои товары в сети, нужно соответствовать массе требований — помимо больших выплат при заключении договора необходимо поставлять товары крупными партиями и на регулярной основе, а также сети требуют увеличивать сроки годности поставляемых продуктов, что для многих производителей недопустимо.

Поэтому сети сотрудничают в основном с крупными предприятиями, что нередко сказывается на качестве продукции.

Масштабы проблемы гораздо более велики, чем кажется на первый взгляд, поскольку именно на малых производителей приходится львиная доля производимой продукции. Так, например, на фермерские хозяйства и хозяйства населения приходится 90% картофеля и 84% овощей, собранных на всей территории России.

Защитники малого бизнеса бьют в колокола, считая, что через пару лет  восстанавливать будет нечего.

На встрече Президента России В.В. Путина с Советом законодателей 24 апреля 2017 года снова был поднят вопрос об установлении порога присутствия всех вместе иногородних сетей до 50%. Президентом РФ было дано поручение правительству РФ проработать это предложение.

Малый бизнес России замер в ожидании, кто возьмет верх.