Дело мастера боится

В ответ на вопрос: «Как Вы делаете свои скульптуры?» Микеланджело сказал: «Я беру камень и отсекаю все лишнее…».

Фото 1.jpg

При изготовлении монументов из бронзы в «отсекании всего лишнего» есть и техническая сторона. В ней участвует не только скульптор, но и много других людей, от мастерства которых тоже зависит окончательный результат.

Фото 2.jpg

Сначала скульптор изготавливает эскиз — это маленькая фигура из пластилина. Эскиз обсуждается с заказчиками.

Фото 3.jpg

Когда эскиз утвержден, скульптор изготавливает рабочую модель из глины (фото 1). Таким и будет памятник. Рабочая модель небольшая и изготавливается еще в мастерской скульптора.

С рабочей модели в нужном масштабе специальная бригада рабочих, которые называются увеличителями, изготавливает каркас.

Фото 4.jpg

Для этого они наносят на рабочую модель точки, по которым будут просчитывать большую фигуру. На рабочую модель фигуры Классона увеличители поставили 200 точек. Автор скульптуры, Иннокентий Комочкин, посчитал, что этого недостаточно и доставил еще около 300.

Фото 5.jpg

Затем увеличители варят каркас из металла в нужном размере, используя швеллеры, арматуру, проволоку (фото 2). Точки, отмеченные на рабочей модели, разносятся в пространстве и обозначаются пунтами (используются металлические штыри).

Фото 6.jpg

Качество работы увеличителей очень важно. Если каркас сделан с ошибками, то могут оказаться ноги чуть короче положенного, или ступни немного разного размера. Стоя у большого памятника, вы можете этого не заметить, но ощущение нарушения пропорций памятника будет.

Фото 7.jpg

Каркас обтягивается сеткой, и дальше начинается работа с глиной. Скульптор из глины вылепливает фигуру (фото 3). Это самый важный этап. И вот на этой стадии скульптор может заметить, что в увеличенном каркасе допущена ошибка. Он может не увидеть нарушение пропорций сразу, но в процессе работы он это обязательно почувствует (если скульптор хороший). Ошибки увеличителей приходится исправлять скульптору. Придется пересчитывать заново и  переделывать каркас во время лепки.

Фото 8.jpg

Следующий этап — снятие формы. Приступают к работе формовщики. На вылепленную из глины фигуру накладывают слой гипса. Он застывает, и его снимают по частям. Получаются формы. В эти формы заливают воск тонким слоем, а потом заливают специальной смесью кварцевого песка со смолами. Когда смесь застывает, форму снимают, получается деталь из воска (фото 4).

Скульптор опять лепит, только теперь из воска, восстанавливая потери и дорабатывая изображение (фото 5). Толщина воскового слоя — несколько миллиметров. Фрагмент фигуры из воска ставят в колодец, который делают специально под этот фрагмент (фото 6, 7), и опять формуют (заливают холодно твердеющей смесью). Когда форма застывает, ее снимают. Если возник дефект (например, у сапог шнурки порвались), то скульптор снова лепит, а фрагмент снова формуют.

Потом можно переходить к бронзе. Форму снимают и убирают воск. Восковой слой должна заменить бронза. Фрагмент без воска опять ставят в форму и теперь уже заливают бронзой (фото 8).

Фото 9.jpg

Работа литейщика — это тоже искусство. Надо правильно направить металл, чтобы он равномерно лег в выделенный ему слой, не создавая пустот и утолщений. Слой бронзы должен быть определенной толщины. Если получится толще, то бронза может начать деформироваться, если тоньше, то может лопнуть.

Бронзовые фрагменты, вынутые из формы (фото 9), подвергаются пескоструйной обработке — сбивают кварцевую смесь с наружной поверхности фрагмента и выбивают смесь изнутри. Затем очищенные бронзовые фрагменты (фото 10) свариваются (фото 11). Скульптор и обработчик убирают швы. Вся фигура еще раз обрабатывается песком и воздухом. После этого ее трогать руками нельзя, чтобы не появились пятна. Затем фигуру прокаливают и тонируют (фото 12) в нужный цвет (фото 13).

Фото 12.jpg

Весь процесс изготовления монумента занимает 5–6 месяцев. Очевидно, что на каждом этапе процесса могут возникнуть дефекты. Поэтому скульптор, который хочет получить именно то, что задумал, все эти месяцы практически живет на заводе, отслеживая каждый шаг, заставляя повторять ту или иную операцию, если результат его не удовлетворяет.

Так рождаются шедевры.

Глеб Борисов